Белый Бом

kp74ru

Село Белый Бом находится у подножия скального массива Белый Бом (Ак-Боом — алт.) находится, на 742 км Чуйского тракта .

Координаты:
50.367561, 87.043575

Ак-Боом — это скала из белого известняка, возвышающаяся слева от тракта на 1400 метров над у.м., далее за ним еще одна ступень высотой до 2000 метров над у.м. Высота над уровнем по уровню Чуи — 905 метров. Скальный массив Белый Бом является памятником природы Республики Алтай. В известняках Белого Бома находится Большая Белобомская пещера с протяженностью ходов 146 метров, имеющая 3 входа и одно окно, выходящее прямо к отвесному обрыву на Чуйский тракт.

Большая Белобомская пещера малоизвестная среди туристов, поэтому малопосещаемая. Длина ее 146 метров. Некатегорийная, 4-х этажная, украшена сталактитами. Пещера состоит из четырех ветвей, радиально отходящих от места скрещивания, последняя из которых выходит высоко на обрыве прямо в сторону Чуйского тракта на высоте 100 метров, это последний этаж 4-этажной пещеры, очень хороший вид открывается на Чуйский тракт.

918518169

По историческим данным: под ней был расстрелян красногвардейский отряд. Ещё недавно там можно было обнаружить остатки амуниции, конской сбруи и т. п.

В 1957 году под скалой был установлен памятник в честь трагически погибшего отряда красноармейцев во время гражданской войны.

В селе есть кемпинг Ак-Боом прямо на берегу Чуи — очень симпатичное место. Есть кафе и даже фонтан. За холмом находится турстоянка «У Егорыча».

Прежде это место значилось, как самое опасное на Чуйском тракте. Тропа была такая узкая, что пройти по ней могла только одна лошадь. Кто приходил первым, шел вперед без лошади и оставлял шапку на тропе. Другой путник, приблизившись с другой стороны, заметив такой знак, ожидал, пока не освободится тропа.

В своем дневнике Василий Васильевич Радлов, российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог, так описывал Белый Бом:
«Подступы к бому страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен даже для пеших. Поразительно, как карабкаются по гладкой стене кони. Лошади ступают не на все копыто, а на стрелки. Здесь опасно пробираться с подкованными лошадьми. Под бомом находится вертикальная отвесная скола. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам.»

В 1903 году перевозка грузов стала осуществляться на телегах, а не на вьючных лошадях. В последующий период Чуйский тракт постоянно поддерживался и улучшался.

Теперь же горе вырублено широкое шоссе. А внизу видна полузаросшая, круто извивающаяся по карнизу отвесных скал гравийная полоса старой дороги. Можно заметить каменную кладку стенки ограждения дороги 1920-х гг. Это ограждение шириной около метра и высотой около полутора метров из камней, сложенных «на сухую», неплохо сохранившееся.

Еще 50 лет назад, подъезжая к Белому Бому, пассажиры покидали автомобили и пешком проходили наиболее опасные места. Этот участок дороги и сегодня считается одним из опасных. Здесь бывает много аварий, осыпей, одну из которых мы объезжали в июне 2016 г.

altay2016-deay7-033

Запись опубликована в рубрике Алтай с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.