Центральная Россия, Ярославская область, поселок Борисоглеб, Ростовский Борисоглебский монастырь.

Сергей

В Ростове Великом, тот, что находится в Ярославской области, я бываю часто. Там живет моя мама и брат с семьей. Но рассказать я хочу об одном очень душевном месте о действующем православном мужском монастыре в поселке Борисоглебский (в просторечье  Борисогле́б). Борисогле́б находится по дороге из Ростова в Углич, в 19 км к северо-западу от Ростова.

Поселок, сам по себе, мне не показался примечательным.  Это вполне рядовой посёлок городского типа, административный центр Борисоглебского района Ярославской области. Расположен в южной части области, на реке Устье (бассейн Волги), Добраться туда можно как я на автомобиле или автобусом от  Ростова, Ярославля или Углича. Ближайшая ж\д станция находится в Ростове. Население составляет приблизительно 5,5 тыс. человек.

Но вот первое что меня удивило это именно люди, которые там живут. Когда я попал в Борисоглеб в первый раз я сначала подумал что какой то фестиваль старины проходит, настолько странными мне показались местные жители. Во первых, одежда. Фестиваль или съемки фильма отпали при более внимательном рассмотрения местной моды, уж больно обыденно они носили картузы, щеголяли в хромовых сапогах. Сарафаны у девчонок, тоже явно, были не из бабушкиного сундука и не со склада киностудии. Это все носилось и выглядело вполне обыденно и повседневно. ОНИ ТАМ ТАК ХОДЯТ!!!

Нет, конечно, не все кругом так одеты, там достаточно людей во вполне привычной одежде, но это еще и усиливает странность восприятия.

Раз уж я начал о жителях, то нельзя не сказать о лицах людей. С первого взгляда мне показалось, что во внешности местных жителей присутствуют какие-то национальные черты, причем очень знакомые, но поначалу мной никак не уловимые. Но в какой-то момент меня осенило, где еще я видел такие же черты лица —  на русских православных иконах!  Вы понимаете, что после таких для себя открытий у меня сформировался вполне определенный настрой восприятия, с которым я и попал в главную достопримечательность этого места — мужской православный монастырь,  входящий в «Золотое кольцо России».

Согласно сведений из Википедии, монастырь был основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором (инок — степень православного монашества, как бы «новоначальный монах»), и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.


Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года.       8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

Монастырь возрожден в 1994 году, делит здания с музеем. Здания монастыря как составляющие значительного памятника истории и культуры, находятся под охраной государства.

Но это я потом почитал про историю монастыря, а пока мне предстояло в тишине, без толп туристов пройти по внутренней территории монастыря. Что отличает этот монастырь от многих похожих мест «Золотого кольца России»?  Нет «новодела»! Реставрация наверняка велась, но с такой осторожностью и любовью, что это не заметно. Полностью создается ощущение, что ты попал в другой век, но это не развалины, а действующий монастырь со своей  другой жизнью, которая вот течет рядом и не перемешивается с современностью. Очень похоже на то, когда две реки с разным цветом воды сливаются и долго текут, не перемешивая свои воды. Путешествуя, я много посещал храмов, монастырей и других культовых и религиозных мест, во многих  был своеобразный дресс-код контроль (дресс-код  — форма одежды, требуемая при посещении заведений), женщин заставляют одеть поверх не подходящей, по мнению контролера, одежды выданную тут же юбку, а  мужчина в шортах и за мужчину не признается и на территорию «заведения» не допускается. Меня всегда раздражали эти правила навязываемые не очень сведущими в причинах этих правил людьми. Но вот на территории Борисоглебского монастыря, никто никому не навязывает своих представлений о том, как ты должен быть одет, но тем не менее мне самому было как то неловко из-за того, что я даже не в шортах, а в джинсах.

 Борисоглебский монастырь — памятник истории и культуры федерального значения говорят, что он самый целостный в России архитектурный ансамбль XVI—XVII веков.

Комплекс сооружений Борисоглебского монастыря с построенным зодчим Григорием Борисовым собором Бориса и Глеба (1522—1523 года), Благовещенской церковью с трапезной палатой (1524—1526 года), Сергиевской и Сретенской надвратными церквами (конец XVII в.) и др.

Стена монастыря в 10—12 метров высотой и три метра толщиной, трапеция в плане, имеет длину чуть больше километра (по периметру). Стены с башнями современном виде были сооружены в середине XVII века. Всего башен четырнадцать, названий у башен нет, только те которые располагаются по углам монастыря называются по сторонам света куда они направлены: северо-западная, северо-восточная (самая высокая), юго-западная и юго-восточная. В западную и восточную стены монастыря встроены по две промежуточных башни, еще две примыкают к воротам в южной стене, две (круглые) — к воротам в северной, а еще две находятся в северной стене между воротами и угловыми башнями.

В обеих надвратных церквях  прекрасно сохранились резные галереи. Пятиглавая Сергиевская церковь (южная) была построена XVI веке Григорием Борисовым (говорят, что это спорный факт, но и я не диссертацию пишу, извините).

В 1679 году, церковь престраивалась во время грандиозного строительства затеянного Митрополитом  Ионом  III Сысоевичем, епископом Русской православной церкви, митрополитом Ростовским и Ярославскийим в результате этого «строительного бума» стали Ростовский кремль, перестройка близлежащих монастырей (ансамбль Успенского собора, Толгский монастырь в Ярославле, Воскресенский монастырь в Угличе и Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге. включая Борисоглебский)

Никогда не понимал, почему раньше люди (по нашему мнению дикие и не образованные) строили, оставляя после себя памятники архитектуры дошедшие в пригодном для использования виде, а мы, имея на вооружении современные технологии, достижения науки строим так, что еще при жизни строителей все рушится оставляя жертвы и кучи мусора.


Но вернемся к Борисоглебскому монастырю. Церковь как минимум перестраивали в конце XVII века — специалисты утверждают. Что резьба на галерее однозначно выдает время постройки. На Святых воротах под церковью сохранились фрески XVII века. Северные ворота со Сретенской церковью (1692) соединяют монастырь с бывшей слободой, а теперь поселком Борисоглебский.

На территории монастыря самое большое здание— кубический пятиглавый Борисоглебский собор, построенный в 1522—1523 годах. В этом соборе хранятся мощи Феодора, Павла и Иринарха. В XVII веке собор  также был перестроен, добавлены внешние декоративные элементы, а в начале XIX века был построен придел Ильи Пророка. Росписи собора были выполнены в начале XX века художником Егоровым по мотивам росписей Виктора Михайловича Васнецова в киевском Владимирском соборе.

Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526) — домовая церковь настоятеля монастыря. Позднее в XVII веке к ней было пристроено крыльцо. С другой стороны к церкви примыкают настоятельские покои, первый этаж которых был сооружен в первой половине XVI века, а второй — в XVII веке.

Наконец, третье крупное здание внутри монастыря — звонница, построенная в 1690 году. Колокола звонницы были утеряны при советской власти, сейчас на звоннице 19 новых колоколов. Звон очень впечатляет особенно зимой в тихую погоду.

 Кроме этого, на территории монастыря сохранились двухэтажные старые настоятельские покои (XVI—XVII века), братский корпус (XVI век), просфорный корпус (монастырская кухня, XVI—XVII века) и архимандричьи кельи (XVIII век). В целом монастырь производит удивительное впечатление. Во внутреннем дворе монастыря проложены дорожки, растет небольшой фруктовый сад, виден огород, где монахи выращивают для своего стола овощи, кругом тишь и благодать.

Меня жена даже приревновала к этому месту, побоялась, что я уйду в монахи и останусь в монастыре, я ее успокоил, но задумался…

ФОТОАЛЬБОМ ЗДЕСЬ:

Запись опубликована в рубрике Центральная Россия с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.