Горелка жидкотопливная туристическая

kp74ru Автор: kp74ru

Жидкотопливные горелки работают на бензине, керосине, дизельном топливе, этаноле.
После появления в России газовых горелок казалось, что горелки туристические бензиновые безвозвратно ушли в прошлое. Однако, по мере освоения передовой зарубежной туристической техники на газе, стало понятно, что походные газовые горелки имеют не только преимущества, но и недостатки и их бензиновых коллег рано списывать со счетов. Тем более, что в продаже появились горелки на жидком топливе, работающие не только на бензине, и комбинированные – мультитопливные горелки газ/жидкое топливо.

Жидкотопливные горелки
Жидкотопливные горелки

Принцип запуска современной горелки на жидком топливе следующий. Насос с присоединенным к нему шлангом горелки вкручивается в емкость с топливом. 20-60-ю качками в емкости создается избыточное давление, топливо начинает поступать в шланг. Клапан открывается на 2 сек., горелка обливается жидким топливом, клапан закрывается. Горелка поджигается, пламя нагревает ее корпус до момента, пока топливо в ней не начнет испаряться (около 1 мин.). Клапан открывается, горелка начинает работать в обычном режиме. Если горелка была выключена и успела остыть, требуется новый прогрев.

Как видно, жидкотопливная горелка заметно сложнее газовой — как в конструкции, так и в эксплуатации. Разумеется, это сказывается и на ее стоимости, которая в разы выше, чем у газовой.

С другой стороны, бензин гораздо более распространен, чем газ, что значительно уменьшает проблемы с топливом в многодневных походах. Кроме того, жидкотопливная горелка практически не изменяет свою мощность в процессе работы и при отрицательных температурах — проблема снижения давления на корню ликвидируется насосом.

Однако при работе на некачественном топливе пламя дает много копоти, а внутренности горелки засоряются несгоревшими примесями, что приводит к необходимости более или менее регулярной разборки и чистки горелки с помощью прилагаемого инструмента. Высококлассные горелки, отметим, имеют конструкцию с минимальным количеством мест, в которых могут оседать примеси.

Достоинства

хорошо работает даже на сильном морозе;
безотказна на экстремальных высотах;
доступное топливо – бензин, который можно купить практически везде, а также керосин, дизельное и авиатопливо;
дешевое топливо (бензин и пр. гораздо дешевле, чем газ);
мощность в 1,5-2 раза сильнее, чем у газовой горелки;
легкая тара, которую можно после использования сжечь на костре.

Недостатки

оборудование содержит больше деталей склонных к поломке, более сложное в эксплуатации, требует навыков обращения.
более высокая стоимость жидкотопливных горелок, чем газовых;
больший вес, чем у газовых горелок;
требует определенных навыков в обращении;
при использовании некачественного топлива, горелка засоряется, требует усиленного ухода;
жидкое топливо более пожароопасно, чем газ;
в некоторых моделях можно использовать только низкооктановый бензин;
переноска жидкого топлива создает определенные трудности – могут пропахнуть продукты и вещи, находящиеся в одном с ним рюкзаке.
не рекомендуется использовать в помещении с топливом не высокого качества!

Среди представленных сегодня в продаже горелок на жидком топливе можно встретить как модели, хорошо знакомые туристам и альпинистам с советским стажем, так и горелки нового типа.

Классификация горелок на жидком топливе

По видам топлива:
бензиновые: бензин 80, бензин «Галоша», спец. бензин;
жидкотопливные: бензин, керосин, авиационное топливо.

По методу поднятия давления в топливном баке:
безнасосные (давление поднимается нагревом);
насосные (давление подкачивается насосом).

По конструкции:
шланговые (емкость с топливом соединяется с горелкой специальным шлангом);
бесшланговые (емкость является частью самой горелки).

Борьба с засорением: уход за жидкотопливными туристическими горелками

Засорение (иногда еще говорят закоксование) и чистка горелки – самая животрепещущая проблема, которая обсуждается на большинстве форумов любителей экстремальных видов отдыха. И не мудрено – сломавшаяся горелка, особенно в горном походе или высотном восхождении, это серьезная неприятность, ставящая под угрозу срыва все мероприятие. Ведь очень часто в такой местности дрова найти невозможно.

Отдельные умники призывают не скупиться на белый бензин или, еще более дорогое топливо, выпускаемое под торговой маркой производителей, изготавливающих горелки на бензине: MSR, Coleman и др.
К сожалению, проблема здесь не в его высокой цене, а в невозможности покупки такого топлива в городках и местечках от которых начинается большинство альпинистских и туристических маршрутов.
Да и что говорить – важное конкурентное преимущество и частая причина покупки бензиновых и жидкотопливных горелок — доступность жидкого топлива и возможность использования его разных вариантов.
Придерживайтесь несложных правил, которые помогут минимизировать риски поломки жидкотопливных и бензиновых горелок из-за засора.

  • Выбирайте модели с разъемным соединением насоса и горелки, безусловно, с помощью гаечного ключа можно разобрать любую горелку, но если это делать часто, резьба может не выдержать;
  • Не обольщайтесь рассказами производителей о системах самоочистки, обычно они «залипают» в первую очередь и мешают работе горелки;
  • Выбирайте бензин с наименьшим октановым числом;
  • Присадки для инжекторных двигателей (фирм «STS», «WYNN’S») помогают бороться с отложениями тяжелых фракций в каналах горелок. Заливать их нужно из расчета 150-200 мл на 25 л бензина;
  • Возьмите запасной комплект прокладок и прочих запчастей;
  • Чистите горелку после каждого приготовления пищи;
  • Наиболее эффективно бензиновая горелка чистится очистителем карбюратора. Его можно залить во все нуждающиеся в чистке элементы горелки и оставить на некоторое время. Затем еще раз промыть горелку очистителем, собрать в рабочее положение и продуть все бензином, чтобы вылетел отслоившийся, но не удаленный нагар.

Мультитопливные горелки

Мультитопливные горелкиМультитопливные горелки: работают на газе и на жидком топливе, к данному виду горелок относятся также горелки способные работать на нескольких видах жидкого топлива (бензин, керосин, этанол, дизель).

Преимущество мультитопливных горелок — это их универсальность: в зависимости от ситуации можно выбрать тот вид топлива, который удобнее и проще для использования в данный момент и которое можно достать в той местности, куда вы отправились.

Отличие мультитопливных горелок от жидкотопливных в наличие сменных форсунок для газа, легкого и тяжелого жидкого топлива, а также особенности конструкции, позволяющие относительно хорошо работать на разных видах топлива.

Сочетание достоинств и недостатков жидкотопливных и мультитопливных горелок определяет круг их пользователей: опытные туристы, которым приходится пользоваться горелкой в многодневных походах и/или зимой. Кроме того, низкая стоимость топлива делает такие горелки достаточно выгодными и для регулярных выездов на пикники.

Использованы материалы: robinzon-nk.ru, zabroska.su