Кайсацкие кулпытасы в Буртинской степи

Сергей Автор: Сергей

С чего все началось.

Кайсацкие кулпытасы в Буртинской степи

Из истории.

В начале сентября 2012 года собрались мы на пару дней «сгонять» в Соль-Илецк, просолиться в оз. Развал и арбузов с бахчи поесть.
К слову сказать, что совершенно случайно в Соль-Илецке мы попали на фестиваль арбузов, но об этом отдельно. При планировании поездки мы как обычно решили посмотреть по Google Планета Земля какие места можно посетить по нашему пути следования параллельно основному путешествию. И вот на одной из фотографий географически расположенной в Оренбургской области (Беляевский район), мы увидели очень странные сооружения. Фотография была подписана: «Кайсацкие кулпытасы в Буртинской степи». Решили разыскать эти культовые сооружения кочевников. В интернете информации по данному вопросу не слишком густо, но кое- что накопали и готовы поделиться результатами наших изысканий.

Кайсацкие кулпытасы в Буртинской степи

Из истории.

Кулпытасы – культовые сооружения кочевников Западного Казахстана, это надмогильные сооружения кочевых племен. Датируются примерно XVI веком, кто то считает, что эти сооружения обозначали границы ханства.
Кулпытасы — первые памятники архитектуры номадов (от греч. νομάδες, nomádes — кочевники).
Хотя до XIX считалось, что у степных народов не могло быть архитектуры, но казахский этнограф Салык Бабаджанов,  являвшийся членом-корреспондентом Русского географического общества, привез в Санкт-Петербург из Бокеевского ханства кулпытасы.

Ученые были просто потрясены видом привезенной «каменной бабы». Бабаджанов не только привез в российскую столицу эти изваяния, но и выступил с докладом о культуре своего народа, что вызвало настоящий ажиотаж в Русском географическом обществе Санкт-Петербурга.

Историки говорят, что кулпытасы появились с обретением кочевниками ислама. До этого в степи существовали другие формы захоронения. На различных территориях – разные формы надгробных памятников, единого эталона нет, в каждом регионе имеются свои особенности.
Конкретно те, о которых мы искали информацию, относились к захоронениям киргиз-кайсаков.
В ту пору местности, составляющие ныне восточную часть Оренбургской области,  южную половину Акмолинской и северную часть Семипалатинской области, составляли владения сильного Узбекского улуса, а киргиз-кайсаками этот народ, несомненно, называли иностранцы, так как сами киргиз-кайсаки ни теперь, ни прежде так себя не называли и не называют.

Отдельные лица из их числа иногда обозначают свою национальность общим именем «хасак», но чаще определяют ее по именованию того рода, к которому каждое из них считает себя принадлежащим.
В Средней Азии отдельные роды кочевников, отделившиеся от своего племенного союза, получали у тюрков общее название «казаков». Группируясь, они могли образовывать новые союзы — и именно этим путем, по мнению Вельяминова, составился союз киргиз-кайсацкий.

Новейшие этнологические исследования подтверждают эту догадку, доказывая, что киргиз-кайсаки составились из разных народностей, с заметным преобладанием тюркского племени, что отразилось и на чертах их лица. У них можно встретить все переходы и оттенки, начиная от чисто монгольского очертания лица калмыка до типических черт кавказского племени. О своем происхождении сами киргиз-кайсаки хранят массу противоречивых преданий, хотя всем им присуща одна общая черта, свидетельствующая, что народ этот составился из обломков Чингисова царства (по Вельяминову-Зернову — не ранее второй половины XV в.).

Вот, пожалуй и вся информация, которую мы сумели собрать в интернете. Мало, как будто их уже не существует и только в легендах дошли до нас эти сооружения. Но фотографии, которые мы видели, были из настоящего времени, они (кулпытасы) сохранились, до сих пор стоят и манят своей тайной, неизученностью.

Кайсацкие кулпытасы в Буртинской степи

Поиски.

Искать культовые сооружения К-Кайсаков мы решили на обратном пути из Соль-Илецка в Челябинск. Свернув с обычной дороги, мы поехали по проселочным но пока асфальтированным дорогом от станицы к станице вдоль границы с Казахстаном. Справа и слева от дороги простирались бахчи, где то арбузы еще были не убраны, а где то лежали прямо в поле арбузным «стогом».

Точного места расположения кулпытасов мы не знали. У нас было несколько описаний, как их искали другие авантюристы с разных форумов, были выписаны несколько слегка отличающихся друг от друга координат нужного нам места. Но все это усугублялось возможностями нашего навигатора, который при отсутствии знакомых ему дорог, путь до заданных координат прокладывал по прямой.

В степи, на первый взгляд, можно проехать везде, но это на первый взгляд, и только для тех, кто в степи не был. Нам пришлось ехать по целине, где трава была выше капота, преодолевали речки вброд, плутали, пытаясь объехать не преодолимые овраги, проезжали заброшенные поселки, но наградой нашей «упёртости» было то, что мы нашли это место!!!

Кайсацкие кулпытасы в Буртинской степи

Собственно сами Кайсацкие кулпытасы.

Что же мы увидели? Памятники представляют собой каменные столбы из песчаника или ракушечника, с нанесенными на них орнаментом и письменами, похожими на арабскую вязь. Почва под ними плотная, каменистая. Видны остатки фундамента, т.е. либо кулпытасы находились внутри сооружения, либо сооружение стояло рядом с кулпытасами.

Зачем же поставили в степи эти памятники? И почему именно в этом месте бескрайней оренбургской степи. Столбы стоят на возвышенности: либо это холм, либо насыпной курган. Но однозначно место это не простое. Назначение их больше похоже на захоронение, т.к. кочевые народы устраивали кладбища чаще всего на возвышенностях. Странно, но археологи здесь были всего один раз и результаты их изысканий неизвестны.

Кайсацкие кулпытасы в Буртинской степи

Кайсацкие кулпытасы очень интересная достопримечательность Южного Урала, и может неплохо, что они до сих пор остаются малоизвестными, нетронутыми и надежно хранят свою тайну.

Все фото здесь: http://www.kp74.ru/foto-orenburg.html?album=3&gallery=154

Недавнее сообщение от Алексея Ткаченко:
В пойме Урала возле п.Буранчи, стоят 3 шт, раньше было 4, самый высокий (около 3,5м) не так давно пропал.
Фото Алексея Ткаченко:

IMG_20160420_173645

IMG_20160420_174044