Мангышлак. Казахстан. 2010. часть2

marselino

МЫШЕЛОВКА

Еще недоезжая Сай Утеса, вдоль дороги попалась табличка на культовую достопримечательность Мангышлака — построенную внутри горы мечеть Бекет-Ату. На табличке стрелка указывает на дорогу, которая уходит куда то за горизонт.

Ага, значит это и есть наш обратный путь. Закольцуем Мангышлак и избежим лишнего трафика по грейдеру! Так я подумал тогда… Тупня!

После Сай-Утеса опять идет грейдер даже худшего качества, чем до того. Места по которым мы едем — ворота в Мангышлак. Их охраняют десятки джинов. Джины неожиданно возникают в самых разных местах, крутятся в лихом степном танце и также внезапно исстаивают. То их видишь далеко в степи, то они объявляются прямо перед тобой.

Видимо, когда то они научились управляться сильными степными ветрами и теперь их мастерство внезапного возникновения отточено до совершенства. Джины — единственные глотки энергии в этом, тысячи лет назад потухшем мире где главная достопримечательность — это городища-некрополи, все эти бесконечные –ата, -ата, -ата…

…И тут степь резко закончилась. Она просто ушла куда то в бездну. Туда, вниз, идет перевал Манай Батыр. Мы на самом краю Устюрта. Устюрт, плато поднятое над Мангышлаком на 200-300 метров, закончился.

Обрывающиеся края -это чинки, бывшее побережье древнего моря Тетис. Только представьте. Раньше Черное и Каспийское моря были одним большим океаном. Что за мир был тогда вокруг? Хотелось бы оказаться здесь в те времена… на лодочке и с запасом продуктов и вина!

Но вот кому было не до океанов, так это Наташке-Шнивочке. Сегодня наш четвертый день пребывания в Казахстане. Ей обязательно нужно получить регистрацию. Поэтому без лишней романтики она умотала в заасфальтированный Шетпе, желая оказаться там до конца рабочего дня. Зато мы можем себе позволить ехать помедленнее, присматриваясь и пытаясь привыкнуть к новым видам по сторонам дороги. Стадам верблюдов и чинкам.


Остатки чинков виднеются то здесь, то там. Они похожи на слоеные торты. Нижний коричневый слой — хорошо запекшийся корж. Средний белый слой — суфле. Верхний красный слой — вишневый джем… и еще много других вариаций.

Наступает торжественный момент — мы на асфальте. Теперь быстренько-быстренько до Шетпе. В центре села кафешка, с краю — АЗС с 95-м. Ха-ха. Отчеты почитать, так тут до Актау бензина нет совсем, не считая 80-го. Это не так! Наташа получает таки регистрацию и теперь все мы дышим в одном ритме.

Выезжаем за Шетпе, нацеливаясь на гору Шеркалу. Ух, и легенд про нее сложено, мама не горюй. Одиноко стоящая гора, с одной стороны похожая на юрту, а с другой — на спящего льва (Шер-кала переводится как Лев-гора) на протяжении многих лет служила отличным местом обороны. Рядом с ней в средние века был расположен караван-сарай, потому что здесь проходила дорога из Хорезма на север Каспия в Хазарию, страну степных иудеев, и далее по Волге в Волжскую Булгарию, страну самых северных мусульман. Постепенно этот караван-сарай оброс большим городом Кызыл-Кала.

12 век был сложным для кочевников во всех частях Великой евразийской степи. Землепашцы и их хозяева теснили номадов со всех сторон. В 1111 году Владимир Мономах начал Славянский Крестовый поход против половцев, которые в итоге были вынуждены уйти с Дона. А с юга шах Хорезма начал давление на степняков, вытесняя их с Мангышлака. В 1138 году он хитростью захватил у туркмен город под Шеркалой и стал контролировать торговый путь в Волжскую Булгарию. Много лет хорезмийцы стригли денежки с купцов, пока не появился на свет маленький мальчик Темучин…

До начала сумерек мы вволю покатались вокруг горы и решили наконец искать место ночевки. Знали, что рядом есть оазис Акмыш. Но на месте оказалось, что расположиться нормально там не получится.

Автомобильная дорога обрывается на подъезде, а дальше — пешком. А у нас Айгуль без палатки, да и я тоже предпочитаю в машине спать. Ночевать где то на стоянке в стороне от остального народа, который будет нежиться в палатках в тени вековых деревьев, не прельщало. Поэтому делаем еще попытку и подъезжаем ко второму, менее известному оазису Самыш. Его территория принадлежит какой то семье. Восторг от услышанных от хозяев атрибутов красивой жизни (бассейн, душ, чистая вода) разбился о лодку увиденного быта. В общем, как сказал папа Наташи: «развивайте сервис».

Ну что же. У нас полчаса до темноты. Надо искать место. Ох, как сложно приходить к компромиссу малознакомым друг другу людям. Но точно так же, как газовая труба объединяет всю Россию, так же и труба с чистой водой, идущая откуда то с гор в сторону оазисов, объединила нас. Едем вдоль трубы на поиски открытого источника. Упираемся в узкое ущелье, непролазное ни для какой машины. Далее только пешком. Труба уходит в дерби ущелья. Возвращаемся немного назад до ровной полянки и там встаем.

К столу подтягиваемся по мере расположения на ночлег. То есть я и Айгуль минут через 10, потому что нам даже палатки ставить не надо. Далее через пол-часа Наташа с семьей и барнаульцы. Ну и где то через час-полтора Рустам. Его недавно купленная двухкомнатная палатка с большим коридором поражает размерами и геморойностью ее установки.

Раннее утро. Вчера вечером в трубе нашли дырку (именно нашли, а не сами проковыряли), откуда бьет вода. Пока лагерь спит, я поехал туда мыться. Прикрылся машиной и поливаю себя из тазика. Красота! Теперь можно с чувством-толком-расстановкой проехать к Шеркале, поискать древний город, найти древний клад с золотом, ну и пожалуй программу на утро можно считать выполненной.

Со стороны дороги Шеркала имеет обрывистые края. Но с обратной стороны она просверлена пещерами. Там получаются очень фотогеничные фото.


Вот только фотоаппарат свой я забыл в лагере на столике. Поэтому здесь фото (если честно, как и во многих других местах отчета) не мои, а Антона с Викой или Айгуль…
Вокруг горы в разных местах разбросаны конкреции — камни разных необычных форм.

Ходишь между них и голова отказывается понимать, как они могут оказаться здесь. Интернет тоже не помогает. Там пишут какой то бред про то, что они образуются вокруг какого-нибудь центра: зернышка или ракушки. Ну как в такое поверить?

Осмотр завершен, возвращаюсь в лагерь. Сборы. Собираемся долго. Взять бы сейчас да пойти народ поторапливать. Да вот разве в том кайф, чтобы превращаться из философствующего путешественника в строгого пионервожатого? Поэтому с философским спокойствием помогаю Рустаму собирать его суперпалатку.

Выехали до аула Шаир. В самом ауле вдруг узнаём, что по имеющемуся треку мы на своих машинах дальше не пройдем. Дальше путь открыт только джипам. А наша цель — доехать до дороги, идущую на нефтеносные месторождения Каламкас и Бузачи, дальше проехать по ней немного на север до меловых гор. От них вернуться немного назад и двигаться через Таучик на Султан-Епе, Жигылган, источник Тамшалы и на море.

Местный водитель дает ориентир ехать по долине через сор. В нашей базе треков мы находим и такой маршрут. Съезжаем с дороги в степь и движемся дальше по кочковатой местности. Антон на X-Trail двигаясь по треку, умотал вперед, Айгуль и Наташа дернули за ним, а я пытаюсь идти на компромиссном расстоянии между ними и плетущимся сзади Рустамом. Его пузотерка больше 10 км/ч не может. Кочки, неровности сильно ей мешают. Первая колонна стремительно движется все ближе к горизонту. Надо что то делать. В голове роются мысли. Эх…

…Все вместе возвращаемся в Шетпе. Оттуда по асфальту мимо впадины Карагие и Актау едем на море. После попробуем пройти те же места, что были запланированы, но только с обратного направления… И я только потом сообразил, что можно было попробовать вернуться до Шетпе и не делая крюк поехать по параллельной дороге через Адай-Ату на меловые горы. Тем более, что и сама Адай-Ата представляет несомненный интерес.

Адай-Ата — это недавно построенный мемориальный комплекс. Это очень почитаемое местными место, потому что фактически Адай-ата стоит на горе Отпантау — священной горе казахского рода Адай, который и проживает на Мангышлаке. У них сильное самосознание. Поэтому и комплекс очень внушительный. Рядом с мечетью языческий тотем рода адай — волк. Тут же горящий факел — элемент зороастризма. Да и сама мечеть сильно напоминает православный храм. В общем, Мангышлак — это пересечение дорог, культур, цивилизаций. Есть о чем поразмышлять, пока сутками едешь один в машине…

Так или иначе, я забыл об этом месте. И мы там не поехали.
Актау проехали где то с краю. Запомнилась кафешка «Солянка». Вкусно. Особенно солянка. Вообще город не такой моно-казахский, как может показаться. Много русских лиц. Банкоматы, АЗС повсюду. Город нефтянников. Денег куча. Но архитектуры толковой не увидел. Пожалуй, фишка города в том, что у него нет улиц. Любой адрес — это номер микрорайона и номер дома. Такой вот прикол, оставшийся от СССР с его любовью к аббревиатурам, цифрам и к прочей мертвой материи. Как поется «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз».
Едем на Голубую бухту. Она находится на 68-м километре трассы Актау-Форт Шевченко. Но у меня есть записка от местных с рекомендацией сворачивать на 61-м километре, 80-м километре, или еще лучше — в бухты Саура. Решили свернуть вначале на 61-м. Если не понравится, то на 68-м и так далее, пока не кайфанем.
Свернули на 61-м, петляем в такт степной дороге. Наконец то море! Но что это? Выехали на замусоренную стоянку. Подходим к морю, а прибрежная вода вся в морской зелени. Но, слава богу, хватило упрямства пройти немного дальше вдоль берега. Буквально метров 100. И сразу все поменялось. Чистый песчаный берег, чистейшая вода. Я предусмотрительно надел плавки и теперь 3-2-1 и я в воде! Супер! Теплая! Кайф! Солоноватая, но не так, как в Черном море. Ни медуз, ни камней. Песчаное дно. Ощущения от воды мне показались даже более приятными чем на Черном или Средиземном море. На других не был, так что Каспий пока на верхней строчке топика. Зачем народ ездит на Мангышлак в мае?

После этого появилось желание проехать вдоль берега до конца подальше от мусорной свалки. Тем более что метрах в ста вдоль берега стоял Паджерик. Я рванул по песку и сразу застрял. Все сдули колеса до 1 атм и с разгона ушли вперед по песку. X-Trail и Touareg прошлись бодрячком и уже были на месте. Я пошел по их колее, прошел половину пути (метров 200) и опять застрял. Начал цеплять брюхом и потерял динамику. За мной двигалась Шнива. Стала меня обходить и тоже закопалась.

Темнело. Думал, сейчас меня дернут и я поползу дальше, но помощь не приходила. Touareg застрял в самом дальнем конце бухточки и помощи мне ждать было неоткуда. Не вопрос! Разбил палатку рядом с машиной. 3-2-1 и в море!

Начало в ч.1.

Продолжение в ч.3.

http://marselino.livejournal.com/98185.html

Запись опубликована в рубрике Казахстан с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.