Навигация в туристическом походе

schleicher Автор: schleicher

Этот вопрос волновал меня с самого начала, ибо по неопытности доводилось поблуждать. Причем, все что изучали по этой теме в школе — точно не подходит. Поэтому, исследовав возможные способы определения своего местоположения, делаю однозначный вывод — использование системы GPS нужно, просто, полезно и недорого.

Во-первых, перестаем теряться и заблуждаться. Во-вторых, изучаем нашу Родину — данные о координатах можно и нужно передавать друг другу. Это оптимизирует наше отпускное время, и мы его не теряем попусту. Кроме того, можно на основании этих данных редактировать, а порой, создавать заново карты тех мест, куда мы ходим. В-третьих, сведения о твоих подвигах проще и понятнее, когда наряду с отчетными материалами ты предоставляешь треки, записанные на местности.

Выбор навигатора с картографическими возможностями для туристического путешествия

Сразу возникает вопрос: «а почему именно с картографическими возможностями?». А потому.

1. Имеется прибор, где твое местоположение показано сразу на карте, без дополнительных пересчетов, линеек и датумов.
2. Компактный водонепроницаемый прибор помещается в кармане и не требует ритуального обращения с собой.
3. Прекрасная возможность для подготовки отчета: пройденный путь протоколируется.
4. Есть возможность самостоятельного создания карт нужного тебе региона с оптимальной точностью.

Принципиально можно пойти несколькими путями:

1. Собственно GPS-навигатор с поддержкой карт
2. Наладонный компьютер с GPS-модулем
3. Наладонный компьютер, состыкованный с GPS-приемником без поддержки карт

Скажу сразу, по стоимости все три варианта весьма сравнимы. По функционалу — отличия есть.

Вариант отдельного прибора (GPS с картами)

Мне приглянулся сразу. Плюсы такого подхода — прибор один, запрятан под водонепроницаемый корпус и имеет минимальное потребление энергии среди всех схем. По энергии есть еще один плюс — как правило, используются стандартные АА батарейки. Минусы: это только навигатор и ничего более. Ну, естественно там путевой компьютер, память на треки и точки, в некоторых навигаторах какие-то там тетрисы-игрульки найти можно, но это ведь все не то…

КПК+GPS-модуль

Самый очевидный плюс — максимальное использование всевозможного программного обеспечения, как картографического (Ozi Explorer CE, Gis Russa), так и некартографического, коего очень много. Очевидное преимущество в плане нашей цели — это использование растровых карт, которые достать гораздо проще. Правда, недостаток вытекает прямо из этого преимущества. Качество растровых карт слабо. Они нуждаются в очень качественной многоточечной привязке, в качественном сканировании и в хорошем исходном материале. Зато минимум «рисовательной» работы. Еще о недостатках. Колоссальное на сегоднящний день потребление энергии, привязка к определенному типу аккумуляторов и высокая стоимость оных. Эта проблема решается ухищрениями в виде использования в походе солнечных батарей для подзарядки. Благо, в последнее время в этой области имеются кой-какие сдвиги. В частности, в продаже появляются как отечественные, так и буржуйские устройства неплохого качства для заряда аккумуляторов в полевых условиях.
Еще минус — чувствительность ко влаге и необходимость обеспечения герметичности тары для КПК.
А вот зато при длительной отсидке в непогоду можно тешить себя чтением электронных книг, что само по себе очень повышает качество жизни.

Приведу совет. Нужно выбирать из тех КПК, которые имеют два слота для Flash-карт. Пример — легендарный HP iPaq 2210 (впрочем, снятый уже с производства). GPS-модуль подключаем к CompactFlash разъему, А во второй пихаем карточку с картами и книгами.

Как неплохой вариант в этой же схеме — КПК со встроенным GPS-модулем. Предполагаю, что энергопотребление будет на уровне КПК+Flash-модуль. А вот прочность конструкции будет выше. Возможно, что будет ниже цена.

Есть еще вариант. А именно — приемник GPS в виде bluetooth-модуля. Преимущества такой связки: приемник лежит там, где ему удобнее (под клапаном рюкзака), КПК лежит ближе к сердцу и дальше от внешней среды. Питание у приборов раздельное, так что есть дополнительное поле для изобретательства. Из недостатков мне видится прежде всего дополнительное потребление электричества на ближнюю радиосвязь.

КПК+GPS-навигатор без карт

Промежуточный вариант. В целом писать-то и нечего. Достоинства и недостатки сглажены. Единственное, что будет портить жизнь — это проблема, как их стыковать… Ну вот разве еще — что не очень удобна такая связка в эксплуатации. Надо карту посмотреть — лезешь в гермоупаковку за наладонником, а если захотел свое местоположение на карте увидеть — начинаешь провода мотать.

Итого. Думаем сами, решаем сами. Только вот напомню, что ни один волшебный девайс не отменяет необходимости знать и уметь пользоваться обычной картой, обычным компасом, уметь считать обычные шаги. Это очень важно. Самая главная мысль этой статьи.

www.schleicher.ru

Создание векторных карт для Garmin

А вообще — не только для Garmin. Просто создание векторных карт.

Все началось с того, что я случайно наткнулся на статью на сайте southural.ru о создании карт для навигаторов с помощью программы R2V и пакета конвертеров. Внимательно изучив материал и попробовав творить, понял, что вопрос вполне решаемый. Но тогда мне не хватало базовых картографических знаний. В голове были обломки школьных уроков географии и природоведения, да институтский курс военного дела для лейтенантов медицинской службы, где мы рисовали на километровках района Средней Азии красные «яйца» наших доблестных батальонов.

После этого, опять-таки случайно, бороздя интернет в поисках информации о современном ГэПэЭсостроении, посетил сайт v-dorogu.narod.ru, где рекламировался проект «Нарисуй карту» и многочисленное счастье от участия в нем.

Сайт freemaps.gisrussa.ru встретил меня халявными векторными картами всей России и предложением пройти курс обучения самостоятельному созданию векторных карт с помощью программы GPSMapEdit. Халявные карты оказались качества посредственного, но, впрочем, и этого для ряда целей может быть весьма достаточно, а вот курс меня весьма заинтересовал и я начал обучение.

В течение 10 лекций, которые удобно скачивать в виде *.chm — файлов, дается краткая, но вполне достаточная информация об истории картографии, системах координат, геодезичеких датумах, принципах функционирования системы GPS и проч. и проч. Но самое главное — это неплохие инструкции по созданию работающих карт того региона, который вам нужен, и несущих ту информацию, которая вам нужна. Курс сдобрен системой контрольных вопросов в конце каждой лекции и возможностю связи с координатором проектов с целью разрешения сложных вопросов, которые, к сожалению, все же встречаются после прохождения курса.

Ведет курс, как оказалось, господин Владимир — хозяин сайта v-dorogu.narod.ru. Он мне помог разобраться во многих скользких вопросах, за что ему большое спасибо. Кстати, на его сайте можно почерпнуть, в принципе, ту же информацию, но несколько в другом изложении, так что скорее сайт дополняет курс (или наоборот).

Мой скромный приговор — курс надо посетить и пройти, если есть желание знать о картах и картографии больше. Хотя бы для того, чтобы просто иметь право говорить об этой теме.

Разумеется, курс имеет корысть. Создатели проекта GIS Russa хотят, видимо, получить более-менее достоверный картографический материал по территории России с помошью народных масс, чтобы потом его им же и продавать. Но можно согласиться, что это вполне честный способ зарабатывания денег, тем более, что по ряду регионов не то чтобы точных, — вообще никаких карт достать невозможно. Так что желаю создателям успехов в их начинаниях!

По первоначальной задумке, я хотел тут писать о деталях создания карт, программах и способах, но оказалось, что я вряд ли скажу чего больше, чем уже написано. Поэтому я накидал на этой страничке ссылок на изученные мною ресурсы и считаю свою миссию выполненной, ибо я повысил Индекс Цитирования нескольких неплохих сайтов.

www.schleicher.ru

Карта Горного Алтая для GPS-навигаторов

Суть проекта

Есть желание создать векторную карту горных районов Алтая с охватом Северо-Чуйского, Южно-Чуйского и Катунского хребтов. Карта своим основным назначением имеет использование в GPS-навигаторах с картографическими возможностями и предназначена прежде всего для туризма.

Карта лежит в свободном доступе и используется как основа для дальнейшей модификации.

Карта составляется на основании имеющихся растровых карт разного года выпуска, данных Google Maps, SRTM и корректируется после прохождения на местности каких-либо маршрутов.

Для более точного и подробного составления карты абсолютно необходимо участие в этом проекте всех, кто может помочь любыми данными о координатах объектов, снятых непоредственно с местности навигатором.

Кроме того, есть потребность в тестировании карты на местности на разных приборах. Просьба сообщать о замеченных проблемах с картой, для того, чтобы как можно быстрее их решить.

Состояние проекта

В связи с некоторыми подвижками в деле, проект возобновлен и доступна новая его версия. Новая версия включает данные о Катунском, Северо-Чуйском, Части Южно-Чуйского хребтов.

Download (версия от 24/07/2006)

avm.zip (сжатый файл .rus версии 1.0, 2913кб)

avm_img.zip (сжатый файл .img, 3416кб)

avm_mp.zip (сжатый файл .mp без горизонталей, 265кб)

Как использовать формат.rus

Эта карта пригодна для использования в программе GIS RUSSA

Как использовать формат .img

Эта карта пригодна для использования в навигаторах Garmin

Как использовать формат .mp

В этом файле содержатся исходные данные, пригодные для дальнейшей модификации. В силу того, что данные сетки горизонталей занимают много места, в этот вариант они не включены. Кроме того, с помощью GPSMapEdit (Michus addons) всегда можно получить эту сетку из SRTM. О том, как это сделать, я написал заметку в блоге

www.schleicher.ru

Идеальный GPS навигатор

Разумеется, такого прибора пока не существует. Я просто попытаюсь объяснить, что же это мог бы быть за прибор, который был бы способен удовлетворить потребности человека, находящегося далеко от дома и от розетки. Разумеется, я не рассматриваю GPS-навигатор далкого будущего с фантастическими характеристиками: только то, что возможно здесь и сейчас.

Первое — это все-таки должен быть КПК. Наладонник имеет колоссальное преимущество перед чем бы то ни было, так как становится доступным для полевого использования практически весь картографический материал. Естественно, прежде всего я имею в виду возможность использования OziExplorer и его версию для КПК, и, конечно же, векторные карты через GIS Russa. Отсюда, кстати, следует, что этот наладонник должен быть на базе PocketPC (windows mobile).

Второе — разумеется, встроенный GPS-модуль. Почему встроенный? да потому что в походе в тяжких условиях (да уж… в любом мероприятии они могут резко стать тяжкими) некогда будет разбираться с несколькими приборами. Наличие лишнего оборудования ведет к суете и ошибкам.

Третье — время работы от батареи. В идеале одной зарядки должно хватать хотя бы на 12 часов. Это время максимального дневного перехода. Чтобы иметь возможность записывать дневной трек без ограничений. В плане создания своих (и чужих) карт это крайне необходимо. Кроме того это было бы неплохо при составлении отчетов о проделанном пути. Ради этого можно пожертвовать весом прибора. В настоящее время возможны извращения с внешними источниками питания… Но речь-то ведь идет об идеальном навигаторе! Внешняя батарея нарушает второй пункт нашего wish-list (моноблочность прибора).

Четвертое — водонепроницаемость. Примерно такая, какая есть у всех современных GPS-навигаторов, то есть, стандарта IPX7. Я думаю, нет смысла объяснять, почему я называю это требование основным. Каждый, кто путешествовал автономно более одной недели меня поймет.

Обзор новинок последнего времени дает пищу для размышлений: а вот HP hw6515 — это ли не приближение к нашим идеалам? ASUS выпустил модель MyPal A636 с встроенным GPS-модулем на чипе SIRF III, c с неплохими показателями энергопотребления.

Ни одно из этих устройств не отвечает всем нашимпожеланиям, но сам факт появления таких устройств, а также тенденция к широкому распространиению GPS-модулей, может привести к тому, что Идеальный Навигатор станет реальной вещью.

schleicher
www.schleicher.ru