Неизвестный Ямал 2016

kp74ru Автор: kp74ru

yamal2016-1В Ямало-Ненецком автономном округе завершилась экспедиция «Неизвестный Ямал – 2016». Поход продлился около двух недель. За это время его участники проехали по дорогам и прошли по рекам Ямала около 1800 километров.

Целью похода стало изучение и популяризация национальной географии и истории освоения Сибири, а также развитие водного туризма в регионе.

Участники экспедиции посетили географический центр континентальной России, который был определен Дмитрием Менделеевым в1906 году, исследовали территории верхних притоков реки Таз, в том числе провели экологический мониторинг в государственном природном заповеднике «Верхне-Тазовский».

Кроме того, путешественники дошли по воде до «Мертвой дороги» 503-й сталинской стройки и посетили первый русский заполярный город — Мангазею.

Инициаторами проекта стали региональное отделение Русского географического общества и Ямало-Ненецкое морское собрание при участии ООО «Газпром добыча Ямбург» и компании «Инвестгеосервис».

Данил Хусаинов
Данил Хусаинов

Ролик: ЗДЕСЬ
Данил Хусаинов добавил 17 новых фото.

15-го июля наша экпедиция «Неизвестный Ямал 2016» финишировала в поселке Газ-Сале. По воде пройдено нашим экипажем порядка 1600 километров с посещением пос. Красноселькуп, 503-й стройки, Мангазеи, фактории Надо-Мара. Полный отчет будет чуть позже. Но а сейчас хочется сказать спасибо Всем тем кто помогал в организации и сопровождении…

Виталий Дворяченко
Виталий Дворяченко

Виталий Дворяченко добавил 9 новых фото:

Путь лежал через Тарко-Сале к речке Покатылькы. Никто не знал заранее, удастся ли к ней подъехать и спустить лодки, основывались только на старых картах и спутниковых снимках. Одним словом уверенности не было)). Сухопутная дорога заслуживает отдельного описания. После Тарко-Сале начались сплошные сюрпризы, бетонная дорога становилась все хуже и хуже, в промежуток между плитами спокойно помещалось колесо моего автомобиля, максимальная скорость движения составляла 10-20 км/ч. Однако к 03:00 мы смогли добраться до места. Подойти к речке возможности не было. Мою лодку пришлось сбросить прямо на дорогу и устроить малый волок, метров 100 мы перемещали ее мускульными усилиями членов экспедиции и водителей. В итоге около 6-7 часов утра все лодки и груз оказались на воде.

Виталий Дворяченко добавил 8 новых фото:
yamal2016-2
Начну наверное с самого начала. Идея зародилась летом 2015-го, в конце года, после встречи с единомышленниками, идея приобрела реальные очертания и превратилась в проект, обросла сроками и расчетами. Начало было положено. Сразу добавлю, все не клеилось и не срасталось, что то не получалось, на что то не хватало денег, а некоторые проблемы казались неразрешимыми))). Но, видимо задел был положен под счастливой звездой, все в конце концов срасталось, склеивалось и т.д. Экспедиции сопутствовала УДАЧА!!! Так проблема ГСМ решилась буквально в последние часы, «Инвестгеосервис» выделил 3 тоны бензина. Мы тронулись.

Виталий Дворяченко добавил 41 новое фото:

yamal2016-3

Несколько слов об авторстве и фотографиях))). Не смотря на наличие подписей на снимках, мы сами не можем вспомнить что и кем снято))). В лодке находилось четыре фотоаппарата (не считая коптера), под рукой всегда держали минимум два в полной готовности.Увидев подходящий кадр хватался первый попавшийся фотоаппарат, если особо везло, то на нем оказывался навинченным нужный объектив (не часто). Следующим участком был переход через Чертовы озера и спуск по речке Толька до одноименного поселка. О нем более подробно я расскажу в публикации следующей серии фотографий)).

Данил Хусаинов добавил 17 новых фотографий:

yamal2016-4
Эстафетную палочку повествования возьму нынче я.
С выходом в Чертовы озера мы столкнулись с сложностями по рельефу дна (мелко и порой очень узкие проходы), и погодой (ветер с волной). Участниками было принято решение о движение в ночное время суток поскольку ночью ветер стихает. Ну и нашему экипажу на «казанке» пришлось максимально разгрузить резиновые лодки, забрав часть топлива. В результате скорость у резинок увеличилась, но а «казанке» чтобы подняться на глиссирование приходилось разгонятся 3-4 минуты с штурманом на носу лодки))).
И как только мы вышли из озер в речку Толька была организована стоянка чтобы просушится и переодеться, во время которой было принято решение о разделении экспедиции на две части: резиновые лодки доходят до поселка Толька и после дозаправки начинают движение в низ по течению реки Таз, а наш экипаж на «казанке» через тот-же поселок Толька будет двигаться в верх по реке «покуда сможет пройти», цель поселок Ратта и Верне-Тазовский заповедник.
Первый населенный пункт который мы посетили был Толька, фотографий не много и все только на берегу, поскольку мы заправились и двинулись в верховье.

на этом я пока закончу, думаю что Виталий тоже что-то добавит от себя.

продолжение следует.

Данил Хусаинов добавил 6 новых фото:

yamal2016-5

Небольшое отступление о рыбалке. Мы с Виталий Дворяченколюбители спиннингов и при любой возможности брали и ловили… Ловили не ради заготовки или еды а ради рекорда, любой рыбак мечтает о крупной добычи. Ловили и отпускали ( а что с ней добычей делать? Есть было что, да и жара). И вот не далеко от Киккиякки мы решили протестировать блесна взяли «воблера», вертушку blu fox4, и нашу русскую колебалку на 22 грамма за 100 рублей. Результат был следующим из 10 забросов на каждую блесну: воблер ни одной поклёвки, blu fox 4 средних щуки и 1 крупный язь, и колебалка 9 щук от 3-х до 6 килограммов ( делайте господа выводы, наши хищники любят русские колебалки).
По тайменю самая уловистая блесна оказалась «мышь».

Виталий Дворяченко: Согласен, при ловле крупной щуки колебалка от 30 грамм и тяжелее — рулят!!! Таймень предпочитает более тяжёлые и вытянутые, из-за быстрого течения лёгкие блесны на перекатах не заглубляются. Ну и конечно мыши, это самая захватывающая рыбалка, когда сначала следует удар хвостом по мышке (таймень её глушит), вслед за эти раздаётся треск фрикциона катушки))).

Виталий Дворяченко добавил 8 новых фото:

yamal2016-6

В самом поселке Толька, мы долго не задержались. Разгружать лодку и ночевать в поселке не хотелось. На самом причале (название условное, полоса топкой почвы, местами песка) находиться желания не было. Начались жаркие дни, солнце палило немилосердно, а полчища оводов не позволяли снять что то из одежды, больно гады кусаются))). Поэтому пополнив запасы продовольствия (хотелось чего то сладкого к чаю и кваса), дозаправившись бензином (теперь на лодке находилось 350 литров), и встретившись с дирекцией заповедника мы направились дальше, вверх по реке Таз. Мы рассчитывали к вечеру пройти через поселок Кикиакки и достигнуть поселка Ратта. Расстояние составляло всего 260 км, при скорости лодки 50 км/ч задача не выглядела сложной, даже не смотря на то что с момента последней ночевки пошли вторые сутки. Мы забыли основную мудрость, — гладко было на бумаге, да забыли про овраги))). Не взирая на рассказы местных жителей и отсутствие обстановки (река считается несудоходной, буи и бакены по берегам отсутствуют) река не выглядела сложной. Но как оказалось радовались мы рано))). Отойдя от Только на 15 км мы решили искупаться, что и сделали. Только мы успели одеться (чуть не случился конфуз, ибо всегда купались в чем родились), как нас догнал Хиус (подушка) с работниками заповедника. Еще раз пообщавшись и испив совместно свежесваренного нами кофеечку (кофе как и запас шоколада был взят с запасом и в обязательном порядке), мы помахали вслед уходящему Хиусу (быстро бегает, не страшны ему ни камни ни мели) и тронулись дальше на подъеме сил. Счастье длилось недолго, на очередном сужении реки, нам помахали с берега местные рыбаки и предупредили, что если будем так «лететь» то останемся или без винта или вообще без редуктора. Уже отходя от них (тихонько и с поднятым мотором) задели первый камешек))). Дальнейшее продвижение вверх сильно замедлилось, учитывая сильное течение, скорость составляла не более 5-8 км/ч. Местами река сильно расширялась, представляя из себя одну большую мель. Угадать проход получалось редко, зачастую он находился там, где его точно не должно быть!!! Одним словом лотерея!))) На глиссирование почти не выходили, глубокие участки были короткими, а с нашей загрузкой выход на глиссирование занимал не менее трех минут, причем Данилу приходилось забираться на самый нос лодки. Уже на закате мы добрались до поселка Кикиакки. По пути остановились только один раз, как Данил писал, потестировать блесна. 70 км почти за 11 часов??? Результат не впечатлял!!!

Виталий Дворяченко добавил 18 новых фото:

yamal2016-7

Пожалуй попытаюсь продолжить, от поселка Кикиакки мы продолжили свой путь вверх по реке Таз. Наши аппетиты поумерились, мы уже не планировали дойти в этот день до поселка Ратта, было решено подняться до Шаман горы (на ней и находится знак Д. Менделеева) и расположиться на ночь, тем более, что по словам местных жителей, там имелся большой шанс поймать тайменя. Из нас двоих никто не мог похвастаться, что хотя бы пытался поймать эту рыбу. На этом участке пути мы лишь один раз сделали остановку, поснимали красивый закат. Дойти до Шаман горы сил не хватило, лагерь разбили когда до нее оставалось около 10-12 км. От поселка Толька мы прошли вверх 120 км. Желание разбить лагерь было вызвано не столько усталостью, сколько красивейшим берегом с каменным перекатом. Чуть позже я дополню рассказ отрезком пути до Ратты и подпишу фотографии, а пока просто их публикую.

Данил Хусаинов небольшой «лайф» на 5 день экспедиции
Виталий Дворяченко добавил 42 новых фото:

yamal2016-8

Наконец-то подобрались к самому интересному. Поскольку тут снимали уже много, то придется выкладывать фото в несколько приемов. Начну по хронологии повествования. Разбили лагерь, спать попадали толком не расстелив спальники, усталость брала свое, из-за нее ничего не хотелось. Засыпая приняли решение спать до «талого», пока солнце не разбудит. А солнце будило немилосердно, с его восходом палатка превращалась в филиал микроволновки, открытые клапаны не помогали, ветра не было. Спать на улице не позволяли кровососы. Просыпаясь утром, за палаткой слышали одну и туже музыку, басовитое гудение на одной ноте, вылезать не хотелось абсолютно))).Складывалось впечатление, что если задремать на бережку, то толпа затащит в кустики и не мудрствуя лукаво, схарчит вместе с амуницией))). Вид с места ночевки открывался живописнейший, в такие моменты понимаешь, как она безгранична, наша горемычная Родина. Проснувшись сварил кофе, как положено, с корицей!!! Разлил по кружкам и разбудил штурмана. Даню тоже проняла картинка за дверью палатки. Молча включил на телефоне песню «Вьюн над водой», слушали и смотрели. Чувство нас охватившее описать не смогу, даже пробовать не буду. Что тому причиной не знаю, утро, кофе, сигарета, песня ли… Но только глаза заблестели, а кожа покрылась мурашками. В этот момент пришло понимание, как бы то не было, а до намеченной цели дойдем. Часто в пути вспоминался фильм «Территория», (по приезду пересмотрел в четвертый раз), хотелось быть похожими на героев фильма, ребят начала семидесятых, которые ходили в пешие маршруты полагаясь только на свои силы, на чувство локтя и понимание того, что друзья не бросят. Ладно, что то меня в лирику унесло))) Дальнейшее описание отрезка пути дам вместе со следующей серией фотографий.

Виталий Дворяченко:

yamal2016-9

Его величество КОТ, именно так, большими буквами!!! Его боятся собаки, с которыми зачастую на медведя ходят!

yamal2016-10

А вот о детях в Ратте помнят и заботятся, такой детской площадкой не каждый населенный пункт большего размера похвастаться может, а еще есть корт!!!