Нулевой километр

kp74ru Автор: kp74ru

Нулевой километр Екатеринбург«Нулевой километр» — начальная точка отсчёта дорожных расстояний. Обычно она отмечается особым знаком: это может быть памятник, скульптура, табличка или даже целое здание. В Екатеринбурге это круглая плита с контурами Свердловской области, на которой столица Урала обозначена звездой. Оказаться в начале всех дорог можно у Главпочтамта, где и находится этот знак.

Изначально такие символы устанавливались только в столицах. Но потом они стали появляться и в городах поменьше — когда разрослась сеть дорог.

Во многих путеводителях, интернет-источниках, краеведческих книгах и справочниках можно прочесть такую фразу: «Знак, отмечающий начало отсчёта дорожных расстояний, Всемирный почтовый союз рекомендует располагать возле главного почтового отделения города. В Екатеринбурге знак не раз перемещался по городу вместе с почтамтом». И всё.

Возникает несколько вопросов — где же ранее находилось главное почтовое отделение и был ли возле него знак? И перемещался ли один и тот же знак или его заменяли? Попробуем на них ответить.

Фото 1910 года. Здесь располагались почта и телеграф до 1933 года. Через семь лет, в ночь на 1 марта 1917 года, именно здесь получили первые сообщения о крахе самодержавия, а в ночь на 26 октября — о свержении Временного правительства. Фото www.1723.ru
Фото 1910 года. Здесь располагались почта и телеграф до 1933 года. Через семь лет, в ночь на 1 марта 1917 года, именно здесь получили первые сообщения о крахе самодержавия, а в ночь на 26 октября — о свержении Временного правительства. Фото www.1723.ru

Дома, где располагалось здание городской почты и телеграфа в дореволюционное время, сейчас уже нет. Но старожилы его хорошо помнят — двухэтажное кирпичное здание между улицами Карла Либкнехта и Красноармейской на проспекте Ленина (в дореволюционные времена — Главный проспект) простояло до середины пятидесятых годов. Почте в начале XX века вполне хватало половины первого этажа. Хотя к 1917 году население города составило около 100 тысяч человек, жители, среди которых было много неграмотных или полуграмотных, писем почти не писали. Куда почётнее и вежливее было передавать свои послания лично. Почта служила в основном для междугороднего сообщения, и корреспонденции было немного. Второй этаж здания занимал телеграф.

Фотография сделана в 1933 году, как раз тогда, когда главная почта города расположилась в этом здании. Архив Свердловского краеведческого музея.
Фотография сделана в 1933 году, как раз тогда, когда главная почта города расположилась в этом здании. Архив Свердловского краеведческого музея.

Новое здание для дома связи начали возводить в начале тридцатых, и в 1933-м почта и телеграф переехали в знакомое всем горожанам место. А квартал, где ранее располагалась городская почта, в 1954 году изменился до неузнаваемости — старую застройку снесли и возвели сначала жилой дом, а затем гостиницу «Юбилейную» (потом она сменила название на «Евразия», сейчас называется «Гранд-авеню»).

Доподлинно известно, что когда почта находилась в старом здании, отсчёт дорожных расстояний начинался именно оттуда: так в Российской империи было заведено. И географическим центром города считалась именно главная городская почта. Но был ли там какой-нибудь знак, обозначающий «нулевой километр»? В нестоличных городах зачастую обходились без определённого символа — отсчёт просто вёлся от здания почты. Откуда тогда в краеведческой литературе фраза о том, что «знак переносили»? Ни в музее истории Екатеринбурга, ни в краеведческом музее, ни в управлении по благоустройству города, ни в институте геодезии УрО РАН мы не смогли найти ответ на этот вопрос. Но почти со стопроцентной уверенностью можем утверждать: если и был на том месте какой-либо символ, вряд ли это тот же самый, возле которого сегодня останавливаются туристические группы.

— Знак, который сейчас находится у здания Главпочтамта, появился явно позже тридцатых годов. И уж тем более не в дореволюционные годы, — подтвердили нам в краеведческом отделе библиотеки имени Белинского. — Судя по внешнему виду, ему может быть около полувека.

Но вот сколько именно?

— Я пришла работать на почту в 1982 году, — вспоминает начальник Екатеринбургского почтамта Татьяна Павловна Фомина. — И я точно помню, что знак тогда уже был. Почта им никак особо не интересовалась, и в наших архивах я не нашла сведений, что именно Главпочтамт был причастен к установке знака. Могу предположить, что его установили в послевоенные годы — однажды я проводила встречу с пенсионерами, они вспоминали, что в годы их молодости у них существовала традиция — встречаться возле этого знака.

Татьяна Павловна помогла нам связаться с Ниной Александровной Балашовой, начальником екатеринбургской почты в семидесятые годы. Она подтвердила, что уже тогда у всех сотрудников почты было стойкое ощущение, что знак был всегда. Удивительно, что события истории, далёкой от нас, восстановить оказалось гораздо легче: мы знаем о временах основания города, но не можем выяснить, когда и кто установил «нулевой километр». Поэтому обращаемся к читателям — может быть, кто-нибудь из вас помнит, как устанавливался этот знак или знает какие-нибудь подробности о нём? Если нам удастся вычислить точный год появления знака, информацию можно будет попытаться найти в архивах газет.

***

— Задание изготовить символ, обозначающий нулевой километр, мне поручили в 1984 году, — рассказал нам екатеринбургский ювелир, член Союза художников России Владимир Хахалкин. — Я очень удивился, что доверили именно мне: «Скульпторы же есть! Я ведь ювелир!»… Но меня убедили — мол, для скульпторов это задача не того уровня. Я согласился. Проект разработал полностью сам, и делал это в большой спешке — очень торопили. В рекордно короткие сроки, всего за неделю, изготовил модель из гипса. Но до сих пор не могу понять, к чему была такая спешка? После этого ещё года полтора гипсовая модель пролежала в мастерской, никому не нужная. Потом её отлили, наконец, на заводе имени Свердлова. Установили лишь в 1986-м.

Удивительно: почему же тогда все наперебой утверждают, что этот знак появился чуть ли не сразу после войны и был на этом месте всегда?

— В этом нас убеждали пенсионеры, — рассказала директор Главпочтамта Татьяна Фомина. — Говорили, что в пятидесятые назначали у этого знака свидания. Да и сами сотрудники, в том числе и я, были искренне уверены, что знак здесь был очень давно. Но пенсионеры, скорее всего, перепутали знак со знаменитыми часами, которые когда-то были на здании Главпочтамта. Но я ведь и сама в 1986-м уже работала здесь. Может быть, установка знака и открытие происходило без шума, без ажиотажа?

Как выяснилось, действительно, всё прошло буднично, без торжеств. Поставили знак и разошлись.

— Проблема не только в скромном открытии. Но и в том, что его и замечают-то не все! Расположили его прямо на асфальте, хотя я много раз в процессе работы предлагал сделать постамент, пусть даже невысокий. Но сослались на опыт других стран — мол, у всех так. Поэтому работники почты и не обратили внимание на это событие.

Владимир Дмитриевич помог нам ответить ещё на один вопрос — были ли до этого в городе знаки, символизирующие «нулевой километр»?

— Насколько мне известно, не было никогда. Отсчёт дорожных расстояний до момента установки знака вели от небольшого здания автовокзала. Раньше в этом здании была лютеранская церковь, в пятидесятые его перестроили под вокзальное помещение (и рядом с ним располагалась первая городская почта, о чём мы рассказывали в «Красной линии». — Прим. авт.). Потом здание бывшей церкви снесли, а отсчёт дорожных расстояний по привычке вели оттуда. Потом приняли решение установить такой знак. Правда, разместить его хотели вовсе не у Главпочтамта, а у горисполкома (где сейчас городская администрация), прямо между бетонными шарами. Но одумались — всё-таки отсчёт должен вестись от почты.

То есть информацию, опубликованную во многих путеводителях, о том, что знак переносили вместе с главным почтовым отделением, мы можем смело опровергать. Знак, спроектированный Хахалкиным — первый в городе.

———————————————————————————————————————-

Текст и фото в тексте взяты из публикаций проекта «Красная линия» в «Областной газете». Благодарим Яну Белоцерковскую и «Областную газету»!

http://www.ekbredline.ru/objects/nulyevoj_kilomyetr