Павло-Обнорский монастырь и священная роща

kp74ru

obnor13Нурма — река в Вологодской области России. Ну́рма переводится как «луговая река», от мерянского «нур» — луг, поле. Это слово родственно карельско-финскому nurmi — «лужайка, луг», эст. nurm — «возвышенность, поле», марийскому нур — «поле на возвышенности».
Рядом с рекой находится Троицкий монастырь Павла Обнорского, а неподалеку древняя святыня народного православия — священная роща.

Место Нуромской рощи действительно удивительное. Она растет на высоком правом берегу реки. В роще, в непосредственной близости от реки, есть источник с превосходной водой.

Чуть дальше в лесу есть огромный валун с плоским верхом, на котором любил молиться Павел и с которого его прогоняли местные язычники меряне. Говорят, что этот камень удивителен по своим свойствам. Если лечь на него, то он поможет от боли в суставах, позвоночнике, от застарелого радикулита. По преданию, во время таких молитвенных стояний на камне к святому Павлу приходили лесные звери.

Когда паломники подходят к нему, то многих охватывает удивительное чувство счастья и спокойствия.
Рядом с валуном растет священная ель, древо предков у всех финно-угров, увешанная иконами и тряпицами. В ее оголившихся корнях паломники оставляют подношения — деньги, конфеты, хлеб. Удивительно, но монахи монастыря не борются с язычествующими православными.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь — православный мужской монастырь, основанный в 1414 году на берегу реки Нурмы учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Один из самых древних монастырей Русского Севера.

obnor7

В монастыре покоятся мощи его основателя святого Павла Обнорского, из Троицкого собора происходит несколько икон, в том числе работы Дионисия, в настоящее время находящихся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, Вологодского музея-заповедника. Немногие сохранившиеся постройки — комплекс памятников архитектуры.

Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского. 15 лет жил вблизи Троицкого монастыря в уединении. После чего получил от преподобного Сергия благословение на основание собственной обители, и в знак этого благословения — кованый медный крест (сохранялся в Обнорском монастыре до пожара 1909 года). После чего направился в Комельские леса, где 3 года жил в дупле липы (дупло сохранялось в монастыре).

Преподобный Павел спасается в дупле липы клеймо иконы XVII века

Преподобный Павел спасается в дупле липы (клеймо иконы XVII века)

После трех лет жизни в дереве, пропитавшись древесным Духом, Павел уходит на реку Нурму в священную рощу, располагающуюся на ее берегу. Там, неподалеку от огромного камня и родников, он строит свою келью.

Вокруг кельи стали селиться отшельники. Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, В итоге на левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. После своей кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора.

Территория монастыря, по форме приближавшаяся к правильному четырёхугольнику, имела по периметру длину около 590 метров. С северной и восточной стороны полностью, а с западной и южной — частично, в 1862—1866 годах монастырь был обнесён каменной стеной высотой около 3 метров. Все постройки монастыря: ограда, башни и ворота, Троицкий собор, Придел Иоанна Предтечи, Придел Сергия Радонежского, Церковь Успения Богоматери с колокольней, Церковь Павла Обнорского, кельи, трапезный комплекс, келарскую палату, настоятельские покои, хозяйственные помещения и прочее.

Монастырь закрыт в 1924 году , а в последующие годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом и другие учреждения.

Вот что осталось от монастыря в настоящее время:

Сохранившиеся здания Павло-Обнорского монастыря

Сохранившиеся здания Павло-Обнорского монастыря

Церковь Успения с бывшей трапезной палатой

Церковь Успения с бывшей трапезной палатой

Настоятельский корпус, пристроенный к Успенской церкви, вид со стороны бывших Святых ворот

Настоятельский корпус, пристроенный к Успенской церкви, вид со стороны бывших Святых ворот

Братский корпус, вид с территории монастыря

Братский корпус, вид с территории монастыря

Колодец, по преданию, выкопанный Павлом Обнорским

Колодец, по преданию, выкопанный Павлом Обнорским

Возвращён церкви в 1994 году. Проведены научно-проектные работы по восстановлению колокольни Успенской церкви. С 2009 года ведётся строительство деревянной колокольни, восстановление Святых ворот, части монастырских стен и башенок.

obnor1

Иконостас
Иконостас для деревянного Троицкого собора был заказан Дионисию, известнейшему русскому иконописцу своего времени, за 6 лет до строительства каменного собора. В работе над иконостасом, вероятнее всего, принимали участие помощники Дионисия — его сыновья Феодосий и Владимир; бесспорной работой самого мастера можно считать икону «Распятие».

Спас в силах. Икона деисусного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Спас в силах. Икона деисусного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Распятие. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Распятие. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Уверение Фомы. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Уверение Фомы. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Успение. Икона местного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Успение. Икона местного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Запись опубликована в рубрике Русский север с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.