С.Тачалов «Рукотворное море»

kp74ru

Большая Волга

Построенные в XVIII — XIX веках водные системы (Вышневолоцкая, Мариинская, Тихвинская, Северо-Двинская) соединили Рыбинск с Петербургом и Архангельском. Однако проблема обеспеченного судоходства по Волге, особенно в ее верхнем течении, решена не была.

Если от Нижнего Новгорода до Рыбинска суда со средней осадкой проходили более или менее благополучно, то выше Рыбинска Волга была почти несудоходной. Путь транзитным грузам от Рыбинска до Твери перекрывали многочисленные мели и перекаты.; Осуществлялись только местные перевозки колесными пароходами («колесниками»).

Создаваемый Верхневолжским бейшлотом подпор был незначителен. Попытки улучшить условия судоходства путем возведения продольных и поперечных дамб, сужающих русло, не давали желаемых результатов.

Проблема коренной реконструкции Волжского водного пути становилась все более актуальной, но решить ее царская Россия была не в состоянии.

Решение этой грандиозной проблемы стало возможным лишь при Советской власти.

В конце 20-х годов начали производиться изыскательские работы в различных районах Верхней Волги, чтобы дать рекомендации для улучшения водного пути от Твери до Рыбинска. Была исследована возможность реконструкции Вышневолоцкой системы, законсервированной еще в 1889 году. От этого варианта пришлось отказаться так как для эффективной реконструкции системы нужно было бы произвести большие выемки, а землеройная техника того времени не позволяла этого сделать.

Исследовались также варианты увеличения объема водохранилища, регулируемого Верхневолжским бейшлотом, и восстановления продольных и поперечных дамб на участке Углич — Мышкин.

Но это все были лишь частные решения проблемы, которые, конечно, не могли коренным образом улучшить водные пути на Верхней Волге, не говоря уже о том, чтобы сделать Волгу судоходной на всем ее протяжении.

Для строек первых пятилеток, индустриализации страны требовалось все больше электроэнергии. Необходимо «было комплексное решение проблемы использования водных ресурсов Волги.

По инициативе партии и правительства в 1932 году был разработан грандиозный план реконструкции великой русской реки, получивший название «Большая Волга». Осуществление этого плана позволило бы комплексно решить проблему наилучшего и всестороннего использования волжских водных ресурсов, превратить Волгу в одну из важнейших транспортных магистралей страны, в источник обводнения и орошения, в источник колос-, сальных энергетических мощностей. Волга должна была связаться каналами с морями и основными речными бассейнами всей Европейской части страны.

Для обводнения каналов и коренного улучшения судоходства на Волге намечалось создание восьми крупных гидроузлов, так называемого Волжского каскада.

Образование этими гидроузлами системы водохранилищ позволило бы перераспределять сток Волги по временам года в соответствии с требованиями народного хозяйства. Каждый нижележащий гидроузел должен был создавать подпор до следующего, верхнего гидроузла, что обеспечивало бы судоходство по всему волжскому пути, каналам и крупным притокам Волги. В составе гидроузлов предусматривались шлюзы для пропуска судов и гидроэлектростанции, которые бы давали дешевую электроэнергию.

В наше время план «Большая Волга» претворен в жизнь. Построены каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, канал имени Москвы, Волго-Донской канал им. В. И. Ленина. Этими каналами Волга соединилась с Белым, Балтийским, Черным и Азовским морями. Столица нашей Родины Москва стала портом пяти морей. В систему Волжского каскада вошли гидроузлы — Иваньковский, Угличский, Рыбинский, Горьковский, Чебоксарский, Куйбышевский, Саратовский, Волгоградский. Гидроэлектростанции, построенные в составе этих гидроузлов, отдают свою электроэнергию в единую энергетическую систему (ЕЭС).

У каждого гидроузла выше плотины находится водохранилище, вода из которого расходуется для нужд промышленности, » сельского хозяйства и населения. -Подпор от каждого водохранилища распространяется до следующего гидроузла, расположенного выше по течению. В результате этого намного увеличилась глубина фарватеров Волги и ее крупных притоков, что обеспечило судоходство почти по всему Волжскому бассейну.

Великая русская река действительно стала «главной улицей» России.

Оглядываясь назад, все глубже осознаешь значение тех первых шагов, с которых начался великий путь претворения в жизнь плана «Большая Волга».

Начинался этот путь со строительства Беломоро-Балтийского канала. Его трасса проходила через леса, болота, скалистые перешейки и соединяла Онежскую (Сорокскую) губу Белого моря с Онежским озером. В тяжелых условиях севера за один год и восемь месяцев здесь было построено 128 гидротехнических сооружений, в состав которых входили шлюзы, плотины и дамбы. Длина трассы канала была равна 227 километрам. Беломоро-Балтийский канал вступил в строй действующих в середине 1933 года. Водный путь из Ленинграда в Мурманск, ранее проходивший вокруг Скандинавского полуострова, сократился на четыре тысячи километров.

Следующим этапом в осуществлении плана «Большая Волга» было строительство канала имени Москвы. Для этого на Волге у села Иваньково намечалось строительство первого на Волге комплексного гидроузла в составе водонапорной плотины, ГЭС, системы шлюзов и водохранилища. Подпор от Иваньковской плотины должен был достичь города Калинина (бывший г. Тверь) и обеспечить судоходство на этом бывшем когда-то мелководном участке.

От Иваньковского водохранилища, которое теперь называется Московским морем, начинается канал имени Москвы. На трассе канала, длина которого составляет 130 километров, воздвигнуто 220 гидросооружений. Около 20 километров занимают небольшие водохранилища. Канал имени Москвы вступил в эксплуатацию в 1937 году.

При создании первых гидроузлов на Волге проектировщики и строители столкнулись с немалыми трудностями. Строительство гидротехнических сооружений на нескальных основаниях , потребовало новых теоретических и практических решений.

Строительство Днепровской ГЭС, которая воздвигнута на скальном основании днепровских порогов, консультировали американские специалисты. От консультирования же строительства гидросооружений на равнинных реках, на нескальных основаниях, они отказались, ссылаясь па недолговечность таких сооружений. Поэтому решение всех вопросов, связанных с возведением гидротехнических сооружений на нескальных основаниях, полностью легло на плечи советских специалистов, которые блестяще справились с поставленной задачей.

Взять к примеру создание в 1933 году Нижне-Свирской ГЭС, которая входила в комплекс Беломоро-Балтийского канала. Основаниями гидротехнических сооружений здесь служили отложения девонского периода — пески, глины, суглинки. Многие иностранные специалисты предсказывали невозможность строительства гидросооружений на таких основаниях. Но советские гидростроители, применив новые решения и методы, опровергли предсказания пессимистов.

Поздравляя строителей в связи с пуском Нижне-Свирской ГЭС, С. М. Киров сказал: «Обуздав» быструю Свирь, победив девон, перед которым пасовали лучшие специалисты капиталистических стран, вы открыли новую, славную страницу советской гидротехники». Нижне-Свирская ГЭС вот уже более сорока лет безотказно служит народному хозяйству.

Новые принципы, решения и методы гидростроительства на нескальных основаниях, разработанные и примененные при сооружении Нижне-Свирской ГЭС, легли в основу при проектировании и строительстве всех гидроузлов Волжского каскада.

Еще продолжалось строительство канала имени Москвы, а на повестку дня уже встал вопрос о сооружении следующих гидроузлов согласно плану «Большая Волга».

Эти новые гидроузлы должны были строиться на территории нашей Ярославской области.

Запись опубликована в рубрике Центральная Россия с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.