С.Тачалов «Рукотворное море»

kp74ru

ЭТО БЫЛО ТАК

Для строительства гидроузлов в Рыбинске и Угличе по решению партии и правительства была создана специальная организация — «Волгострой».

Начальником «Волгостроя» стал опытный руководитель и строитель, коммунист Я. Д. Рапопорт главным инженером был назначен известный гидротехник С. Я. Жук; его заместителем опытный специалист В. Д. Журин, который с 1938 года стал главным инженером стройки.

В состав управления «Волгострой» входили: технический сектор, три монтажно-строительных управления, пять дорожно-мостовых участков; главные конторы — лесная, нерудных материалов, экскаваторная, гидромеханизации, сварочных работ, транспортная.

Технический сектор «Волгостроя» .был создан на основе проектной группы строительства канала имени Москвы. Эта проектная группа находилась в ведении управления «Москваволгострой» и размещалась в городе Дмитрове. Душой, организатором и руководителем группы был талантливый советский инженер-гидротехник Г. А. Чернилов.

После решения о строительстве Рыбинско-Угличского каскада проектная группа Г. А. Чернилова занималась разработкой технического проекта создания гидроузлов на Верхней Волге.

В 1938 году, когда были утверждены технический проект и генеральная смета нового строительства, проектная группа вошла в состав управления «Волгострой» и переехала в Переборы. С этих пор техсектор под руководством Г. А. Чернилова стал техническим и научным штабом стройки, который занимался решением многочисленных проблем, связанных с возведением сооружений на большой равнинной реке, на нескальных основаниях. А проблем было действительно очень много. Приходилось решать их в .ходе проектирования и строительства.
На «Волгострое» получили широкое применение лабораторные и натурные исследования по вопросам теории гидросооружений, гидравлики, гидрологии, геологии и многим другим. С мая 1938 года технический сектор начал изготавливать рабочие чертежи для строек на Верхней Волге.

Строительство подсобных объектов, сооружений, жилья и объектов соцкультбыта, а также различные изыскательские и исследовательские работы начались с осени 1935 года, когда на утвержденную правительством новостройку стали прибывать рабочие, инженеры и техники, уже имевшие опыт гидротехнического строительства на Волховской, Нижне-Свирской и Днепровской гидроэлектростанциях. К работам широко привлекалось местное население из Рыбинска и его окрестностей.

Быстрыми темпами сооружался поселок строителей. Вскоре жилые дома и другие здания «Волгостроя» окружили маленькую деревню Переборы. Улицы в поселке носили специфические названия — Инженерная, Архитектурная, Строительная, Плотинная, Шлюзовая, Гэсовская. Главную улицу поселка назвали Волжским проспектом в честь великой русской реки, коренное преобразование которой начали люди, жившие в этом поселке.

В поселке были построены фабрика-кухня, несколько магазинов, детских яслей, школа, стадион, клуб. В клубе часто выступали артисты из Москвы и Ленинграда.

Люди Волгостроя тепло вспоминают посещение 20 июня 1936 года начавшейся стройки Всесоюзным старостой, Председателем ЦИК СССР М. И. Калининым.

Крупнейшей тогда стройке на Верхней Волге помогала вся страна. Выпускники многих высших и средних учебных заведений направлялись в Рыбинск и Углич. Молодые люди, не имевшие строительных специальностей, по путевкам комсомола приезжали на «Волгострой», где для них были организованы школы и курсы, на которых они получали необходимую для стройки квалификацию. На таких курсах и в школах только в 1939 году были обучены 9612 человек, а в 1940 году — 16420.

Много помощи оказала сооружению гидроузлов Ярославская областная комсомольская организация, которая взяла шефство над грандиозной стройкой на Волге.

Различные заводы и предприятия страны поставляли «Волгострою» паровозы и вагоны, подъемные краны, тракторы и автомашины, вибраторы, земснаряды, землесосы и гидромониторы, разнообразное электрооборудование.

Как и везде, в первых рядах строителей на самых ответственных и трудных участках работали коммунисты, во главе которых был руководитель парторганизации П. П. Воронков.

Рыбинские, Угличские и Ярославские партийные и советские организации на своих заседаниях часто заслушивали представителей «Волгостроя» и оказывали действенную помощь строительству по самым разнообразным вопросам.

К зиме 1940 года «Волгострой» на три гидроузла имел в своем распоряжении следующие механизмы, транспортные средства и подсобные предприятия:

различных подъемных кранов 28
экскаваторов всех марок 72
тракторов 110
автомашин 600
пароходов 10
катеров 40
баржей 125
паровозов 113
вагонов 980
земснарядов 3
землесосов 22
гидромониторов 120
вибраторов 1000
мехзаводов 2
цементных заводов 1
кирпичных заводов 2
заводов железобетонных конструкций 2
бетонных заводов 3
кислородных заводов 1
заводов транспортных лент 1
лесопилок на 4 рамы 4
подвесных канатных дорог 2

Применялись еще и такие виды «транспорта», как лошади и грабарки.

Все необходимые материалы для бетонных заводов, кроме oЦемента, добывались на месте. Щебень, гравий и песок доставлялись из карьеров в районе села Рожново, где было особенно много ледникового камня. Камень превращался в щебень путем взрывов или с помощью специальной мощной дробилки. На бетонные заводы эти материалы доставлялись поездами.

Цемент изготовлялся на цементном заводе из привозного клинкера с местными инертными добавками и подавался на бетонные заводы по трубопроводам при помощи пневматических насосов.

Общая длина собственных железнодорожных путей «Волгостроя» составляла 280 километров, длина транспортерных лент — 25 километров. Строительство потребляло в год 92 миллиона киловатт-часов электроэнергии, получаемой с Ярославской ТЭЦ. Конечно, по сравнению с теперешними большими стройками технико-экономическое оснащение «Волгостроя» было более чем скромным. Сказывался также недостаток специальных кадров. Но энтузиазм людей и умелое руководство строительством творили чудеса.

За пять лет коллектив «Волгостроя» осуществил строительство трех крупных и уникальных гидроузлов, проделал огромный объем различных вспомогательных работ, построил замечательный поселок в Переборах, переселил на новые места 130 тысяч человек, создал самый большой в то время в мире искусственный водоем — Рыбинское водохранилище.

Было перемещено 50 миллионов кубометров земли, уложено около 2-х миллионов кубометров бетона, смонтирована 21 тысяча тонн металлоконструкций, выполнено кирпичной кладки из 7 миллионов кирпичей, произведено крепление откосов камнем на площади 220 тысяч квадратных метров, изготовлено около 300 тысяч квадратных метров железобетонных плит-оболочек.

Все работы велись хозяйственным способом, так как подрядных организаций тогда еще не было. Технический надзор за строительством осуществлялся специальной инспекцией управления «Волгостроя» под руководством инженера В. Г. Мелесинова.

Целый ряд руководителей, инженеров и техников своей энергией, отличными знаниями, талантом, опытом внесли огромный вклад в строительство на Верхней Волге, в успешное осуществление задач, поставленных перед коллективом «Волгостроя» партией и правительством.

За выдающиеся успехи в строительстве гидроузлов на Верхней Волге в июле 1944 года Советское правительство наградило 161 волгостроевца орденами и медалями. Были награждены также многие работники партийных и советских организаций Ярославской области, активно содействующие успеху строительства, а также ряд сотрудников ленинградских заводов — металлического и «Электросила».

В послевоенные годы некоторый бывшие волгостроевцы возглавляли ответственные участки промышленности страны и строительство гидроузлов на Волге, Дону и реках Сибири.. Высокого звания Героя Социалистического Труда были удостоены: Р. С. Зурабов, А. Я. Кузнецов, М. М. Мальцев, Н. Д. Малышев, Д. И. Смирнов, А. А. Щербинин.

Г. Д. Петров и Б. А. Волнин стали докторами технических наук, профессорами кафедр МИСИ им. В. В. Куйбышева; А. П. Браславский также имеет степень доктора технических наук, заслужил мировое признание за разработанный им метод расчета высоты волны; П. Д. Батунер награжден Золотой медалью ВДНХ; В. В. Кирееву дважды присуждалась Государственная премия и была вручена Ленинская премия.

Часть работников «Волгостроя» со строительства перешла на эксплуатацию сооружений Рыбинско-Угличского каскада. Среди них — первый директор Рыбинской ТЭС С. Н. Андриянов, первый директор каскада № 1 А. И. Грачев, начальник района гидросооружений В. В. Денисов; инженеры — П. Ф. Кузьминцев, В. В. Сдобников, Б. А. Дробовский, В. П. Ростовцев, Б. А. Тийр, С. И. Некрасов, А. Я. Бологова, Б. С. Егоров и другие.

Именем известного советского гидротехника, первого главного инженера «Волгостроя» С. Я. Жука назван в Москве основной институт страны по проектированию гидросооружений — «Гидропроект».

Запись опубликована в рубрике Центральная Россия с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.