Снаряжение в туристическом походе

schleicher

Результаты тестирования палатки «Verticale Chalet 4»

Палатка «Verticale Chalet» была приобретена нами в конце лета 2003 года, как раз перед путешествием на Полярный Урал. За время эксплуатации были выявлены многочисленные плюсы и минусы данной модели палатки, а также всех возможных ее одноклассников, то есть множества четырехдуговых палаток с тамбуром.

Как покупали палатку

Покупалась палатка в одном из магазинов доблестной конторы «Манарага». О производителе «Verticale» толком в ту пору ничего не было известно. По личным ощущениям, ее взяли на продажу чтобы пощупать рынок — как будет продаваться этот бренд. Мы же ее выбирали по принципу: дуговая палатка большого объема, повышеной водо- и ветроустойчивости. Палатка была выбрана очно, — понравилась среди тех, что были тогда на витрине. Для покупки прибежал уже к закрытию магазина. Продавец сообщил, что я сделал правильный выбор, и с некоторой неохотой на лице продал. Может хотел оставить себе?

Конструкция палатки

палатка Verticale Chalet 4Официальным сайтом производителя на чисто русском языке на одном из упаковочных мешочков палатки был обозначен http://verticale.ru/. В своем бессмысленно пустом состоянии он пребывал более двух лет, после чего обзавелся редиректом на http://www.kempingtur.ru/ — очередной интернет (и оффлайн) магазин туристического снаряжения. Впрочем, никакой помощи ждать от него так же не приходится. Скорее всего, в таком же непонятном состоянии можно найти и гарантию к этой палатке. Однако, нужды в ней особо не возникало. На тех же мешочках сообщается, что страна-производитель — Польша.

Палатка четырехдуговая, плюс одна маленькая дуга поддерживает тамбур. Это гарантирует высокую прочность конструкции в отношении ветров, снегов и прочих неприятностей, но при этом сразу же обеспечивает нас приличным весом в 5800 г. Дуги алюминиевые, собраны вместе резинками, что очень удобно.

палатка Verticale Chalet 4Дно представляет собой восьмиугольник, в вершинах которого находятся места прикрепления дуг к почве. В качестве элементов прикрепления в комплекте идет около 30 алюминиевых колышков. Их количество точно посчитано, так что терять колышки не рекомендуется. По кондиции металл колышков мягкий, приложения чрезмерных усилий не выдерживает, зато прекрасно огибает мелкие камешки в почве при настойчивом забивании.

палатка Verticale Chalet 4Роса на тенте. Водонепроницаемость палатки — выше всяких похвал.

Внутренняя палатка из тонкого, слегка прозрачного, капрона крепится к дугам через длинные рукава, в которые эти дуги нужно просовывать при установке палатки. С этим постоянно возникает трудность, тем более, что в местах пересечения дуг рукава становятся тоньше и дуги там застревают как при установке, так и при разборке палатки.

Особенно это досаждает при установке палатки на ветру или под дождем, так как теоретически сухая внутренняя палатка тут же намокает. Внутренняя палатка имеет два входа на молниях. Они снабжены противомоскитной сеткой, по размеру равной двери.

палатка Verticale Chalet 4Тент палатки накидывается просто сверху, имеет веревочки для привязывания тента к каркасу, снизу — петли для растягивания (либо через колышки, либо через кольца, что на концах дуг). Имеется достаточное количество штормовых оттяжек, два входа (один с большим тамбуром, другой — с маленьким); Снизу тент снабжен юбкой шириной около 20 сантиметров, которую также можно растянуть на колышках. В области тамбура имеется один вентиляцилнный карман, закрывающийся липучкой.

Водонепроницаемость палатки составляет по заявлению разработчиков 10000 — дно, 5000 — тент, чего в большинстве случаев должно быть достаточно. Все швы проклеены лентой, которая пока еще не отклеилась.

Пассажировместимость нормальная. Четверым молодцам там будет тесновато, а вот троим — в самый раз. Тамбур довольно вместительный, готовить на примусе удобно.

палатка Verticale Chalet 4

Палатка в деле

С самого начала — установка. Занимает много времени, неудобна. Одному палатку поставить можно, но это потребует много усилий. Под дождем лучше пытаться сначала накинуть сверху тент и продевать дуги в карманы-рукава под ним, что также не доставляет никакого удовольствия. Слишком много времени требует также растяжка палатки на всех ее колышках. Было бы гораздо лучше, если бы было предусмотрено какое-нибудь прощелкивание тента за каркас с дальнейшим его натяжением. Не оставляло ощущение, что палатка несколько кривовата — очень редко дуги размещались идеально. Для пола обычное состояние — в крупную складку.

На ветру, дожде, снегопаде палатка стоит если не идеально, то очень близко к этому. Вышеупомянутые рукава для дуг, видимо, играют большую роль в формировании устойчивости к ветру. Штормовые растяжки достаточной длины, снабжены регуляторами и свою задачу выполняют.

Внутри достаточно свободно, к крыше можно прицепить крючки, фонарики и прочую мелочь. По бокам несколько кармашков из сетки. Самая главная проблема — конденсат. Дело в том, что он образуется весьма активно, ибо водонепроницаемость дна и тента направлена в обе стороны. Конденсат образуется всегда, а выхода в этой палатке не находит. Вентиляционное отверстие только одно, расположено в тамбуре и размеры у него очень маленькие. Кроме того, все пространство между внутренней палаткой и тентом поделено на сегменты теми самыми рукавами для дуг, и циркуляции воздуха между ними не происходит. Так что для походов по сырым холодным местам, с высокой вероятностью отсидки такая палатка подходит мало — за два—три дня отсыреет напрочь. Причем и палатка, и все, что в ней внутри. Вариантов исправления этой беды немного — тут только пытаться изменить материал рукавов на что-нибудь более «прозрачное» — типа сетки, да пытаться расширить вентиляционное отверстие.

При использовании в сухом климате (засуха 2004 года на Алтае) выяснилось еще одна особенность. Ткань внутренней палатки и тента уменьшаются в размерах, что еще более затрудняет установку — дуги порой не принимали своего естественного полохения, оказывались опасно прогнутыми, но не сломались и не погнулись. Первый же дождь и туман проблему ликвидировал.

Демонтаж палатки гораздо проще ее установки. Но и тут есть нюансы — дуги плохо вытаскиваются из рукавов, норовят разобраться по сегментам внутри. Их проще не вытягивать, а выталкивать в другую сторону.

Долговечность

Обычная. Не выдающаяся. Ткань внутренней палатки со временем начала расползаться. Качество молний на входе могло бы быть за эту цену лучше. Сломался один сегмент алюминиевой дуги, но это — скорее дефект эксплуатации. Трубочка, что лежит в ремнаборе примерно в полтора раза больше диаметром, чем дуга, то есть используется как временная мера, а не способ постоянного ремонта. Года через три–четыре среднестатистической эксплуатации палатку придется менять.

Выводы и рекомендации

Самое оптимальное использование этой палатки, как ни покажется страным — базовые лагеря в районах с умеренно сухим климатом и возможностью серьезных, но непродолжительных ливней или снегопадов. Основная беда — конденсат. Мне сложно судить об одноклассниках Verticale Chalet 4, но есть чувство, что палатку такого типа можно сделать лучше.

Плюсы

* Высокая прочность, устойчивость к ветру
* Высокая водонепроницаемость
* Неплохая вместительность

Минусы

* Конденсат, плохая вентиляция
* Сложность в установке
* Вес при транспортировке
schleicher
www.schleicher.ru


Горелка MSR Whisperlight International 600

Не буду говорить ничего о нужности, полезности, выгоде использования в походе чего-либо, отличающегося от деревянных дров. До светлого в моей жизни момента приобретения «нормальной» горелки мы пользовались различными модификациями примуса «Шмель». При всем уважении к этому замечательному прибору, продукция MSR оказалась более удачной.

Как горелка покупалась

Произошло это в Екатеринбургском филиале конторы «Альпиндустрия». Сайт этой конторы — непонятно о чем, отвратительный. Саму горелку нашел на головном сайте. Потом позвонил в местный магазин, уточнил цену и наличие, приехал покупать. Цена на горелку оказалась той, которую назвали, однако стоимость балона огласили по телефону весьма туманно. К слову, у MSR есть вариант продажи горелок с баллоном в комплекте — с добавочным словом «combo» в названии. Продавцы минут десять искали по ящикам все то, что должно было быть в комплекте (мешочек, ветрозащита [два куска алюминиевой фольги], смазки, прокладки, ключики, инструкции и проч.). Нашли все, что не может не радовать. Емкости для топлива были на выбор разных размеров. Выбрал 600-миллилитрвую. Потом только понял, что зря. Для 2–3 человек вполне достаточно 300 кубиков: и стоит дешевле и места занимает меньше. Подвела и страсть к логотипам: баллон в три раза дешевле можно купить в другом месте, только будет он не красный с логотипом MSR, а другого цвета и с иероглифами.

Тактико-технические характеристики

Из бензиновых горелок модельного рядя MSR эта отличается:

1. размерами (небольшая, 330г)
2. мощностью (средняя)
3. удобством регулирования мощности (лучшее среди MSR)
4. уровнем шума (тише всех)

В целом: сама колонка с трубками и рассекателем ставится на три складные ножки. Гибкий шланг идет к блоку с насосом и регулятором
подачи топлива. Весь этот блок — пластмассовый, вкручивается в топливный баллон.

Топливом может служить какая-нибудь горючая жидкость. В комплекте две форсунки с соплами разного диаметра. Солярку мы не испытывали, бензин «Галоша» пришелся горелке по вкусу. За три недели ее не пришлось чистить ни разу. и даже намеков на такую необходимость не было.

О прочистке: чтобы прочистить горелку, ее нужно разобрать, а именно — раскрутить одну гайку снизу колонки, продуть/простучать саму колонку, а для прочистки шланга подергать за тросик, в шланге проходящий. Не сильно мудрено, не особенно удобно, но вполне выполнимо. Еще раз скажу: при нормальном топливе чистить в «боевых условиях» не придется вообще.

Эксплуатация

Гораздо более проста, нежели эксплуатация «Шмеля». Как-то чувствуется забота о пользователе. Во-первых, розжиг гораздо быстрее. Видимо, оттого, что нужно прогреть гораздо меньшую массу металла. Сначала я по старинке пользовался сухим горючим. Оказалось, что для розжига нужно использовать менее 1/8 стандартной таблетки, что было совсем неудобно — попробуй-ка ее разломай на 8 частей! «Шмель» требовал четверти таблетки — в два раза больше. Далее разжигал рекомендуемым способом: выпускается немного бензина (чтобы пропиталась специальная сеточка снизу колонки), бензин на сеточке поджигается, а к тому времени, как он прогорит — можно потихоньку открывать кран, и если повезет, то второй спички не понадобится.

Пламя ровное (если бензин хороший), шипит, но не так сильно как «Шмель». Видимо, поэтому и whisper! Кранчик, конечно обеспечивает не такое острое и четкое управление, как у «Шмеля» — сказывается гасящее влияние шланга. Хотя, говорят, что у MSR вообще с точностью регулировки проблемы — либо горят, либо не горят, но у Whisperlight 600 можно выставить требуемый поток, правда, с некоторым навыком. Выключение горелки также происходит не сразу — должно прогореть все, что осталось в шланге между кранчиком и колонкой. Поэтому, после выключения оно еще немного горит, а потом гаснет и немного шипит просто парами бензина. Особых проблем это не доставляло, но я старался стразу же отсоединять баллон и сбрасывать у него давление путем выкручивания блока насоса.

Многотопливность

Основная претензия многих покупателей бензиновых примусов — это требовательность их к качеству топлива. Лично для меня эта тема несколько чужда, ибо я не до того экстремален, чтобы брать в поход подозрительного качества горючее и бояться, что в самый ответственный момент оно меня подведет (как известно, снаряжение имеет склонность подводить именно в самый неподходящий для этого момент). Посему, я стремлюсь брать с собой ТОЛЬКО хорошее проверенное топливо, купленное дома. Я понимаю, что транспортировка бензина в поезде запрещена, но поверьте, если вы его не будете показывать проводнику специально, или не разольёте его по вагону, никто этого не заметит. Есть еще момент — милиция и досмотр. Тоже нечастая вещь.

Это лирика. Практика такова. Как честный исследователь, я пробовал керосин. Керосин строительный, из пластиковой бутылки. Для розжига наворачивал сопло большего диаметра (есть в комплекте). Зажёг. Работает. Коптит достаточно сильно, воняет, дымит при розжиге. Удовольствие не из лучших, но в целом, эффект положительный. Создается впечатление, что при такой эксплуатации горелку все же придется регулярно чистить. Подчеркну, что при использовании бензина «Галоша» потребности в чистке горелки у меня не было.

Моё резюме — мультитопливность у горелки какая-никакая есть, но лучше использовать проверенное горючее.

Экономичность

Достойна всяческих похвал! В качестве тестового периода выпало путешествие на Ергаки. Район полон дров, климат теплый, но мы решили стоять до конца и не использовали костер вообще. Готовили 2 раза в день на горелке. Иногда ставили немного чая в полдник, иногда жарили на сковородке оладушки, один раз грели на горелке воду, чтобы помыться (градусов до 40), литров 10. Результат: за 12 дней — 2400мл бензина на двоих. С учетом неоправданно частого использования горелки это очень достойный результат. Можно добиться расхода порядка 80–90мл на человека в сутки. На «шмеле» у нас выходило никак не менее 100мл, при более скромном потреблении.

Безопасность

Оценивать можно только субъективно. А как ее объективно оценишь? В «шмеле» меня сильно смущало само устройство. Во время работы емкость с топливом нагревается весьма существенно, а клапан, который должен бы предохранять от взрыва, сделает одно недоброе дело — выпустит пары бензина как раз под пламя. Что останется после такой «защиты» вокруг примуса даже представить не хочется. Да и есть ощущение, что не будет работать этот клапан вообще — очень часто я видел ржавчину на клапанах шмелей. При работе Whisperlight баллон в целом нагревается слабо, я был за него абсолютно спокоен. Горелка, во всяком случае, обеспечивает приличную психологическую безопасность, то есть, ощущение надежности.

Выводы

Я доволен. Во всяком случае, мне есть чем крыть, если меня будут укорять в том, что покупка горелки стоимостью в 4 раза большей относительно стоимости «Шмеля» —дело невыгодное. Среди своих одноклассников горелка также выглядит неплохо.

schleicher
www.schleicher.ru


Групповой тент простое и комфортное укрытие от воды

Есть в туристической практике такое понятие… На самом деле, это всего лишь прямоугольный кусок водонепроницаемой материи с привязаными к углам (а иногда и к сторонам) кусками шнура.

Смысл его — укрыться от дождя на биваке. Тент крепится одним из множества способов горизонтально или наклонно над землей и прикрывает тела путников и их имущество.

Штука нехитрая, предназначение скромное, дополнительный к прочему снаряжению вес — где-то 200–400 граммов на человека. Стоит ли оно того?

Естественно, как и всегда в таких случаях, это вопрос целесообразности. Думаю, в высококатегорийный поход с жестким ограничением веса и свободного времени на маршруте брать тент не стоит. Не нужен он в сухих районах. Думаю, будет не очень полезен в местах, где правят бал сильные ветра.

Но без сомнений, я бы взял с собой групповой тент в поход по лесу в летнее время и, думаю, в горы с сырым климатом (Алтай, конечно).

Теперь о тех плюсах, которые мы получаем от дополнительного груза. Тент дает возможность жить в плохую погоду вне палатки. 2 дня вынужденной отсидки в пределах даже просторной палатки дадут о себе знать больными отдавленными боками и затекшими конечностями. Тент можно использовать на привалах под дождем без необходимости ставить палатку. Появляется возможность хоть немного обсохнуть, отдохнуть от воды. Особенно, если рядом есть огонь.

Также можно пользоваться тентом для защиты от ветра. При этом один край прикрепляется с наветренной стороны к земле, сам тент располагается эдаким щитом. Защита так себе, но может иногда будет достаточно и этого.

Размеры. Вообще зависят от количества путников. Поначалу я прикидывал на двоих-троих размер 2 на 3 метра. В магазине был минимальный 3×3. Думал, возьму его, дома отрежу. Дома как обычно в суматохе сборов не успел. Так и ушли с большим… После первого же использования от идеи обрезания отказались, потому что и так хорошо. Так что выбор размера — это все тот же пресловутый баланс между допустимым весом рюкзака и желанием комфорта.

В плане совета — шнуры нужно брать подлиннее. Причем вполне годится обычный бельевой шнур плоского сечения 3 мм. Если не ожидается штормовых ветров, то будет достаточно. А вот длину поболее. В лесу удобно крепить к стволам деревьев, а они обычно растут не по формату тентов. Без леса, кстати, хорошо крепить к трекинговым палкам (у вас до сих пор нет? Странно…), особенно — к телескопическим.

Итого — групповой тент — это очень простая и полезная часть снаряжения. Рекомендую.

schleicher
www.schleicher.ru


Снаряжение, используемое на марше: на тропе, вне тропы, на скалах, льдах и курумах

О пользе трекинговых палок

Вообще, писать особо нечего: многие люди в горах ходят с палками и потому особого новаторского интереса эта статья не представляет. Просто опишу свои мысли на эту тему.

Сам дошел до мысли о палках случайно: с деревянной палкой — веткой от ближайшей сосны в одной руке довольно удачно сбегал в радиалочку. Почувствовал ту самую дополнительную точку опоры, что дают палки. Позже рассказал как-то об этом коллегам по работе, и на ближайший ДР получил в подарок телескопы Leki.

Самое главное и основное: палки дают дополнительные точки опоры при движении. Когда просто ходишь, об этом не задумываешься, однако, дополнительная устойчивость на тропе (сухой, мокрой, скользкой, осыпной, травянистой, снежной — много какой) никогда не бывает лишней. Просто, порой поддержание вертикального положения тела требует усилий (оступился или подскользнулся), с этим справляешься и без палок, но с большими усилиями.

Довод номер два. Он связан с загрузкой верхних конечностей. При обычной ходьбе с рюкзаком чем заняты руки? Как правило, либо просто болтаются без дела, либо участвуют в ходьбе как средства балансировки, либо что-нибудь несут, либо держатся за лямки рюкзака. В целом, полезного немного. А на себе я почуствовал подключение рук к ходьбе после того, как они стали болеть и устаувать в первые дни пути. Болят — значит, работают. Ну и на крутых подъёмах участие рук просто заметно.

Пожалуй, вот и все плюсы. Устойчивость и подключение рук к движению — много это или мало? Я думаю, достаточно.

Минусы. Есть, конечно, и минусы. Главный — к палкам привыкаешь. Потом некомфортно ходить без них. Еще — палки — это плюс 500 г к весу барахла. Полкилограмма. Далее — палки мешают там, где надо немного полазать. Например, если тропа переходит через скальный выход и надежнее хвататься за камень руками. Палки при этом болтаются на темляках и их надо хорошо перекладывать с места на место, чтобы не зацепиться. Палки не получиться использовать, как альпеншток при прохождении крутых склонов, глиссированию по сыпухе и т.п. — они не держат боковой нагрузки. Впрочем, с ними все равно проще на крутых склонах, и частично они заменяют альпеншток, но со своей техникой.

Многие ходят с лыжными палками. На мой взгляд, телескопические палки лучше. Во-первых, удобнее в транспортировке. Во-вторых, можно регулировать по высоте. Например, на спуске делать подлиннее, а на подъеме — покороче. Этот же момент помогает, когда используешь палки не по назначению — мы на них растягивали костровой тент.

Использовали палки Leki makalu с амортизатором. Вроде как смысла в нем особо нет. В остальном — палки хороши. Единственное, что еще не понравилось — очень долго нужно крутить фрагменты, чтобы регулировать длину палки, поэтому, стараешься делать это нечасто. Удобный регулируемый темляк. Палки разные для левой и правой руки, но можно и перепутать — неудобнее не становится.

Еще использовали Petzl Charlet Galaxy compact. Очень достойные палки. Легкие и компактные в транспортировке. Максимальная высота 130 см. Для ходьбы хватит, для растяжки тента маловато. Продаются по одной палке, соответственно — без разницы правая или левая. Зато если, не дай Бог, сломалась палка — дешевле купить одну, чем комплект. Темляк, да и сама рукоятка попроще. Короткий ход при регулировке — стало быть, изменить высоту проще, но при затяжке требуется большее усилие, иначе при сильной нагрузке палка может самопроизвольно укоротиться. И Leki, и Petzl имеют сменные чашечки для плотного и рыхлого снега. Те, что для плотного (поменьше) с успехом можно использовать на сырой тропе — в грязь меньше проваливаются, а вообще, чаще используются безо всяких чашечек. Пецель до кучи имеет защитные колпачки для транспортировки — мелочь, а приятно.

Итого. Трекинговые палки — один из достойнейших, на мой взгляд, элементов экипировки, испробовав который, многие люди не хотят от него отказываться. В любом случае, стоит попробовать.
schleicher
www.schleicher.ru

 

Запись опубликована в рубрике Советы туристам с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.