Свадебные традиции казаков Троицкого уезда

Анатолий Владимирович Шалагин

Свадебные традиции казаков Троицкого уезда«Молодежь-то ныне, вишь, слаба стала, за баловством рано гонится…»
Это цитата из официального печатного издания, датированного … 1881 годом. Тема довольно обширного очерка – свадебные традиции казаков Троицкого уезда. Все подробно описывать не буду, кому интересно, сам найдет. Я буквально тезисно:
1. Сыновей старались «обабить», т.е. женить пораньше. Конечно, если священник такой брак разрешит. Довольно частыми были случаи добавления к реальному возрасту 1-2 лет. Причина указана в названии. А вот юных казачек выдавать замуж не торопились. Конечно, до разумного предела. 19-20 лет – уже много. Поэтому зачастую женихи были младше невест. И это считалось нормальным. Т.к. брали не столько невесту, а работницу. И чем здоровее она была, тем лучше.
2. По «сердечным мотивам» свадьбы у казаков случались крайне редко. Решение о невесте для сына принимали родители. Случалось иногда и так, что жених свою невесту видел в первый раз только во время венчания.
3. Невесту старались брать неместную. Тут я приведу «аргументы» из документа: «… меньше слышит, меньше видит, меньше говорит, меньше из избы выносит и смутьянства в супружестве от дальнего родства меньше…».
4. При заключении браков в казачьей среде четко прослеживалась кастовость – богатые к богатым, бедные к бедным.
5. В поисках невесты нередко его родители объезжали все окрестные поселки. И, чтобы не получить личного конфуза», засылали впереди себя свата, который все разведывал, а уж потом родители жениха ступали на порог потенциальной невесты.
6. С порогу, как сейчас, не кричали : «У вас товар, у нас купец», а начинали разговор издалека – погода, виды на урожай, слухи о грядущей войне и пр. Но постепенно разговор все же переходил к главному. Родители потенциальной невесты, узнав истинную цель визита гостей, начинали озвучивать «реэстер запроса с жениха» (так в документе), т.е. называлось то, что хотелось бы получить за невесту. В те времена это называлось обрядом запроса. И бывали эти самые запросы разными. Все зависело от достатка жениха. Для богатого : суконная на меху шуба, шерстяное платье, шелковая кофта, шаль, башмаки, 10-15 фунтов мыла (!) и «деньгами от 40 до 100 рублей серебром». В придачу могли запросить на свадьбу « 3-4 ведра сивухи, ведро красного вина, полпуда меда, 10 фунтов кишмишу и столько же орехов». Не забывали и про подарки : деду – сапоги, бабушке – платок, братьям и сестрам – материи на рубахи и кофты. Но бывало и так, что запрос сводился к штофу водки и целковому (это у бедноты). Нередкими были случаи, что эти обряды, длившиеся довольно долго, заканчивались ничем – никто не хотел уступать в этом «торге». И обязательно обряд запроса был темой для обсуждения всего поселка. А вот о приданном наши современные представления явно преувеличены. Да, невеста входила в дом жениха с двумя-тремя сундуками, но они, как правило, были полупустыми: постель, личная одежда невесты и все.
7. Следующим этапом был «пропой» (иногда этот обряд называли рукобитьем), или как мы сейчас говорим сватовство. Бывало по-всякому: иногда жених присутствовал на этом мероприятии, но чаще всего нет. Именно тогда в дом невесты вносится то, о чем было договорено загодя.
8. После пропоя отец жениха шел в церковь и извещал священника о желании жениха и невесты вступить в брак. Тут же решался вопрос оплаты процедуры венчания.
9. А вот дальше начиналось самое интересное. Время между пропоем и свадьбой достигало нескольких недель. Жених и невеста, как правило, в эти дни друг друга не видели. Но если жених вел свою обычную повседневную жизнь, то для невесты это было время затворничества и своеобразной… траурности. Никаких тебе веселей и гуляний. И девичников, в нынешнем понимании тоже не было.
10. Со дня пропоя и до самой свадьбы невеста ходила с заплетенной косой. Причем, речь идет не о повседневном плетении косы, а именно однократном – как заплели, так и ходи. И плели такую косу по-особенному.
11. Все эти дни до свадьбы рядом с невестой ее подружки. Но если они могли себе позволить веселье, невеста же – нет.
12. Кстати, одной из забав молодежи той поры была игра «катанье кошмы». Суть такова – парни расстилали на полу кошму, поверх укладывали солому, а потом начинали гоняться за девушками. Ту, которую поймают, укладывали в кошму, заворачивали «колбаской» и начинали «месить» руками, а иногда и ногами. Потом девицу развязывали, и все дружно хохотали над внешним видом «кошмы». Мягко говоря, нестандартное развлечение.
13. В пятницу накануне свадьбы в доме невесты начинался настоящий вой. Наступало время расплетения косы. Плакали все: и старые, и малые, и казаки, и казачки. Причем, невеста бросалась на шею к родителям и со слезами причитала о своей девичьей доле. А если под венец шла сирота, то это действо переходило на улицу. Невеста, подняв, руки к небу просила своих покойных родителей благословить ее. И, как пишут свидетели, в такие минуты плакал весь поселок. А на следующее утро невеста шла на кладбище и там продолжалось примерно то же самое- причитания, слезы и грустные песни.
14. А венчания и свадьбы проходили по воскресеньям. Это делалось с целью экономии. Никаких двух и трех дней не было. А уж обряда пропивания и сжигания тещи тем более…
Кстати, на фото, датированном 1911 годом, казачка именно Троицкого уезда

Запись опубликована в рубрике Южный Урал с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.