Усадьба князей Белосельских-Белозерских в Катав-Ивановске

Ольга Старкова Автор: Ольга Старкова

Усадьба князей Белосельских-Белозерских в Катав-ИвановскеКатав-Ивановск расположен в горнозаводской зоне Южного Урала. Он и возник как поселение вокруг железоделательного завода в средине 18 века. Горнозаводская зона возникла постепенно, объединив К-Ивановский, Усть-Катавский и Юрюзань-Ивановские заводы и поселения вокруг них. Заводы были основаны двумя Иванами, Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым, но позже они перешли во владение князей Белосельских-Белозерских, которые владели ими вплоть до 1917 года.

Усадьба князей Белосельских-Белозерских в Катав-Ивановске

Внучка Ивана Мясникова Анна Григорьевна Козицкая

Усадьба князей Белосельских-Белозерских в Катав-Ивановске

вышла замуж за князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского

Усадьба князей Белосельских-Белозерских в Катав-Ивановске

У князя это был второй брак и очень удачный, т.к. в наследство за женой он получил 2 южноуральских завода. Таким образом этот аристократ стал основателем династии уральских заводчиков. Фамилия Белосельские-Белозерские берет свое начало еще от Рюриковичей. Среди членов этой семьи были и дипломаты, и поэты, и декабристы, и крупные меценаты, но вот заводчиков среди них не было. Вот и Александр Михайлович прежде чем стать промышленником, был дипломатом и литератором. Мне кажется, что он получив громадное наследство не очень утруждал себя заводскими делами. По воспоминаниям Е.Ф. Комаровского » Князь Белосельский жил в Москве великолепно, он любил играть комедии и отлично с этим справлялся и т.д.» Впрочем у великосветской знати было и не принято заниматься производственными делами. А вот его жена Анна Григорьевна, видимо, обладала большей деловой хваткой. Недаром же она была внучкой Ивана Мясникова. После смерти мужа она покупает еще один завод Юрюзань-Ивановский и вместе с сыном Эспером

Усадьба князей Белосельских-Белозерских в Катав-Ивановске

они начинают расширять производство ( дочери тоже получают свою долю заводского наследства). Управление заводами требовало присутствия на Урале и в 1820 году Белозерские-Белосельские строят в Катав-Ивановске усадьбу. Для Южного Урала дворянские усадьбы крайне не типичны. Само понятие «усадьба» появилось ещё при Петре I, но оно было распространено, в основном, в средней полосе России. Представляло оно собой имение, доходы в которое шли от сельскохозяйственных работ. Уральские же усадьбы и дома строились вокруг заводов, т.к. освоение Урала началось именно со строительства заводов. Надо еще помнить, что освоение Южного Урала начинали люди уже хорошо известные в России, имеющие и усадьбы, и дворцы в столицах и городах в центе России. Строительство домов на Урале имело необходимость для них, как сейчас бы сказали, в производственных целях. Потому у нас их так мало. На Южном Урале известно всего две усадьбы. Это Белый Дом Демидовых-Расторгуевых и Катав-Ивановская усадьба Белосельских-Белозерских, чудом сохранившиеся до наших дней.
Усадьба была первым каменным домом в Катав-Ивановске. Приглашали ли какого-нибудь архитектора из столиц или строили крепостные мастера неизвестно. Но дом построен по всем канонам классической архитектуры. Часто практиковалось, что типовые проекты срисовывались с иностранных чертежей местными мастерами и добавлялись детали по своему вкусу и разумению. Иногда приглашались архитекторы из столицы, осуществляющие надзор за проектами.
Рядом с усадьбой был разбит парк с двумя въездными аллеями и цветниками, украшенный Каслинским и Кусинским литьем. Второй этаж дома был украшен ложной аркой , опирающейся на полуколонны. До наших дней внутри дома сохранились потолочные гипсовые тяги и печи облицованные кафелем. Есть в здании гостиная с мебелью 19 века. Сейчас в этом особняке краеведческий музей, открытый в 1975 году.

Усадьба князей Белосельских-Белозерских в Катав-Ивановске

Когда Белосельские-Белозерские получили Катавские заводы в собственность, они установили довольно жесткие порядки. Условия труда были тяжелейшие, о быте рабочих никто не заботился, особенно своей жестокостью прославился зять Анны Григорьевны, муж дочери Екатерины Иван Ануфриевич Сухозанет. Это был военный, прошедший Наполеоновские войны, ярый крепостник. Именно его политика привела к восстанию мастеровых в !828-29 годах. Впрочем восстание мало что изменило, пожалуй гайки закрутили еще больше. Предыдущие поколения Б-Б не утруждали себя модернизацией производства и поэтому к 1861 году когда 18-летний Константин Эсперович Белосельский-Белозельский

Усадьба князей Белосельских-Белозерских в Катав-Ивановске

вступил в права наследства заводы были уже изрядно изношены, отставали в техническом оснащении, были полуразрушены. Константин Эсперович был очень неоднозначным человеком и бизнесменом. В одних источниках говорится, что он был никудышным заводчиком, но ведь это при нем К-Ивановск и Усть-Катав стали центром уральской промышленности. Одно несомненно, он был человеком с авантюрным складом характера. И этот авантюризм не раз выручал и хозяина, да и заводы на какое-о время.
Константин Эсперович берет ссуду 2,5 млн.руб, влезает в долги, но заводы отстраивает. Решает наладить производство бессемеровской стали и основать рельсопрокатное производство. И у него все получается. Продукция У-Катавского и К-Ивановского заводов становится востребованной в Центральной России и за рубежом, её охотно покупают английские купцы. Константин Эсперович закупает в Бельгии рельсопрокатный, рельсоотделочный, обрезной и сварочно-прокатные станы. Производство рельсов началось в 1879 году и было очень успешным. Он строит дороги и первую в России телефонную станцию, связывающую 2 завода, а в последствии и станцию где отгружали продукцию. Когда в Питере и в Москве только приступали к строительству телефонных линий, в Катав-Ивановске уже она была 3 года. А когда началось строительство Транс-Сибирской магистрали владельцы местных заводов ( в купе с остальными факторами) убедили центральные власти пустить железную дорогу через промышленные районы Урала. Так появилась станция Вязовая через которую шла львиная доля продукции заводов. Интересно, что сами К-Ивановцы увидели железную дорогу значительно позже. Они пользовались исключительно гужевым транспортом. Это благополучие продолжалось не долго, примерно лет 20. В начале 20-го века начался экономически кризис, цены на железо упали. Рельсовое производство стало убыточным. На складах стала скапливаться не реализованная продукция. Каким-то чудом чудесным Белосельскому-Белозерскому удается убедить правительство продать эти рельсы самому себе и в разгар кризиса проложить железную дорог к самим заводам. Таким образом он отвоевал у кризиса еще 3 года. Государству же эта авантюра стоила 2млн.500 тыс. руб., а К-Ивановцы увидели аттракцион » прибытие поезда». Конечно, в это нелегкое время усадьбой пользовались часто, но постоянно там жили управляющие заводами. Сведений, что дом реставрировался или перестраивался нет.
Видимо, все эти проекты требовали много денег, кроме уральских заводов у Белосельских-Белозерских было несколько имений, дворец в Санкт -Петербурге

Усадьба князей Белосельских-Белозерских

и Крестовский остров

Усадьба князей Белосельских-Белозерских

Считается ,что всей своей собственностью Константин Эсперович владел крайне не эффективно и поэтому в 1903 году он обратился с просьбой к Николаю II » установить над ними особое, вне общих правил, опекунское управление». Оно было удовлетворено и это позволило князю избежать продажи имущества по долгам, затем пользуясь своим связами при дворе добился выведения значительной части своей собственности из под опеки и продал её получив значительную сумму. В документах говорится про Крестовский остров, а вот про Уральские заводы и усадьбу в Катав-Ивановске ничего. В 1914 году в районе Катав-Ивановска были отрыты богатые месторождения мергеля и было сразу же налажен выпуск высококачественного цемента. Я так полагаю, это уже было государственное предприятие. То ли еще под опекой, то ли проданное Б-Б государству.
Свои капиталы полученные назад таким авантюрным способом, Константин Эсперович сумел еще до февральской революции переправить за границу. Туда он и уехал в1917 году, а конкретно во Францию. Умер он 1920 году в Нейи-сюр-Сеи. Там и сейчас живут потомки Белосельских-Белозерских.