Южный Казахстан на майские 2014

marselino

Проехав 3 км по трассе дальше поворота на Басши, мы заправили полные баки и там же вкусно пообедали. Вернулись в Басши, нашли офис Парка, расплатились и двинули на Песчаный бархан.

Бархан нас встретил жарой и сильнейшим ветром. Подниматься по гребню было тяжело. Ребенок убежал далеко вперед, я шел позади и пытался фотографировать. Ветер поднимал тонны песка и в один момент песок оказался не только у меня в носках и трусах, но и во рту, ушах, глазах, а также в фотоаппарате. После этого он отказался работать.

Песчаный бархан

Песчаный бархан

Песчаный бархан

8 мая на следующий день, прочистив фотик компрессором, мы поехали в горы Актау. Проехали гору Катутау, 700-летнюю иву и когда горы Актау открылись во всей красе, фотик отказался работать окончательно.

700-летнюю иву

Катутау

Актау

Ветер был еще сильнее чем в предыдущий день и далеко не все захотели идти вглубь гор. Но как только мы оказались внутри хребта, ветер стих. Но тут возникла новая напасть — сильная жара. +35С. Середина дня… Я думаю, что лучший вариант, приехать туда часам к 17-18. Во первых, будет посвежее, а во-вторых, свет будет мягче. В самый пик солнца фотки бы не смогли передать всю пестроту этих глючных гор. Впрочем мне тогда это было не важно, фотик упорно не работал.

Вечером мы разместились в гостинице. Это был наш прощальный ужин. Завтра мы все разъезжаемся по разным направлениям. Но прощание не выглядит грустным, когда знаешь, что еще увидишься. С Айгуль на Туареге из Сургута мы договорились о маршруте в Монголию на следующий год, а с Сергеем и Светой на Рафике из Челябинска — о совместной поездке по Уралу и в Грузию. Вот только не договорились, когда)).

Маршрут домой прошел на одном дыхании.

Вечером мы остановились в Аягозе в знакомой по прошлым поездкам гостинице, а 10 мая к полуночи были уже дома. Следующий день провел в депрессии. Путешествие удалось!

Длинное П.С. Автотуристам.

Дороги в Казахстане оставляют желать лучшего. Даже «столичная» трасса между Алматой и Астаной местами вся в ямах. Например, от озера Алаколь до Аягоза дорога просто убитая. Нужно всегда быть внимательным. Весь день ехать так тяжело. Поэтому основная задача водителя — всю дорогу иметь ясный ум и не уставать. 800 км в день — это наверное максимум для Казахстана.

Мы путешествовали тремя экипажами. По Казахстану я бы не рекомендовал ехать колонной. У каждого экипажа свой ритм. Достаточно договариваться о конечной точке дня.

Но не только дороги осложняют жизнь путешественнику. Большой проблемой может стать общение с местными гаишниками. В этой поездке меня они почти не беспокоили. Только два раза проверили документы. Но один из наших экипажей дважды столкнулся с неприветливостью владельцев «полосатых» палочек. И им этого хватило, чтобы вычеркнуть Казахстан из дальнейших планов путешествий.

Я уже не первый раз сталкиваюсь с мнением, что гаишный беспредел в Казахстане полностью перечеркивает удовольствие от путешествия. Сам я много раз был в Казахстане, практически во всех его концах. Когда в прошлом году ехал в Узбекистан, то пришлось пройти трассой мимо Чимкента и Джамбула. Меня останавливали раз десять. Это было тяжело, но та поездка оставила яркий и позитивный след в памяти. Были и другие подобные истории, но все это не отбило желания приезжать еще раз.

Чтобы общение с гаишниками не испортило впечатление, я поделюсь своими мыслями по поводу того, как надо воспринимать происходящее. Может кому то пригодится. Тем более, что штрафы с 1 мая там стали просто запредельны.

Вот говорят, что Казахстан — это не Азия. Вполне европейская Алма Ата, нефанатичное мусульманское население которое не отказывает себе в алкоголе, женщины с открытыми лицами в европейской одежде… Может и так. Но общаясь с гайцами остается впечатление, что почерпнув некоторые европейские культурные атрибуты, казахстанцы образом мыслей остались в феодальном прошлом. В феодализме.

В Казахстане есть свой главный сюзерен — хан Назарбаев, есть когорта вассалов высшего уровня, и так по цепочке до самого низа. Каждый член этой феодальной иерархии получает «место», соответствующее его рангу, на котором можно ничего не делать и собирать дань. И это является национальной казахской мечтой. Каждый мечтает сидеть «на положении», и брать «свое», ездить на Крузаке, иметь дом в приятном месте под Алматой и подтягивать родственников на «рыбные» места. Это высшая казахская мечта — стать баем!

Как и в любом феодализме, собственность и власть — это одно и то же. В таком обществе не бывает собственности, если нет власти, и наоборот. Бывают переходные состояния, когда собственность еще есть, а власти уже нет. Но это ненадолго.

Поэтому принадлежность к власти — это основа благосостояния. И если человек имея власть, не зарабатывает, он также ее однажды теряет. Нет уважения к белым воронам!

На высшем уровне делятся нефтяные месторождения, на низшем — полосатые палочки на дороге под Астаной, ключики от шлагбаума на дороге ведущей на дно Чарынского каньона и тд.

И вот представьте себе, человек получил должность жол полыс, получил палочку из рук оказавшего ему доверие более влиятельного родственника и вышел на дорогу брать «свое». У него исполнилась мечта! Для него это не верная служба государству, это подтверждение его положения и права на «свое». Поэтому фразы типа «вы не имеете права требовать взятку», «это не по закону» реально мимо. Закон — это в целом лишь повод для того, чтобы начать общение. Обсудили закон — прекрасно, но не это главное в разговоре. Главное — он хозяин, ты — гость. Поэтому если что то реально нарушил, нужно обсудить скидку для гостя. Вы когда едете в гости, вы разве едете с пустыми руками? Нет, конечно. Вы едете с подарком. Но и подарки хозяин не выбирает. Так что импровизируйте, опираясь на это понятие «гостя». Это вас защитит больше, чем закон.

Ну а если гаишник гонит туфту и беспредельничает, я в этом случае о законе говорю гораздо больше, стараюсь чтобы он почувствовал что я не гость, а рука дающая. А это уже другой расклад. У меня на случаи беспредела всегда есть подарок в багажнике. И в паре случаев я с ним расставался, но психологически я не испытывал дискомфорта, Во-первых, потому что я покупая подарок понимал, что расстанусь с ним, а во-вторых, потому что в этой игре никто не потерял лицо. А поверьте, они это тоже чувствуют и проявляют уважение.

Но чтобы разговор прошел хорошо, нужно иметь незапаренный мозг. А с этим в длинной дороге могут быть проблемы. Так что сохраняйте ясную голову, друзья!

Запись опубликована в рубрике Казахстан с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.