Златоустовская гравюра

kp74ru Автор: kp74ru

zlatgrav1
Как создаются Златоустовские гравюры?

Один из ведущих художников Златоустовской оружейной фабрики Рауфа Галямова раскрыла нам секреты производства гравюры и показала, как из простой стальной пластины рождаются знаменитые на весь мир предметы искусства.
Так как же превратить кусок металла в красивую картину? Давайте разбираться.

Все дело – в технике.

Конечно, в домашних условиях создать нечто подобное будет проблематично. Ведь уникальность златоустовской гравюры заключается в способе её изготовления и в особом металле. Гравировка, травление, синение, никелирование, золочение золотом высшей пробы… Мастеру приходится проделывать уйму работы, чтобы получить «ту самую» гравюру.

А начинается всё с полировки металла.

zlatgrav2

Затем изделие обезжиривается.

zlatgrav3

Следующий этап – перевод рисунка через копировальную бумагу. К слову, при серийном производстве изначально создается клише, благодаря которому методом светосеткографии рисунок наносится на изделие и тиражируется.

zlatgrav4

Далее художник кисточкой наносит раствор битумного лака на скипидаре и раскрашивает им рисунок. Такой раствор нельзя купить в магазине, он делается всегда самостоятельно, и у каждого производства есть свой рецепт его приготовления. Самое главное, чтобы лак выдержал процесс травления. Благодаря так называемой размывке, то есть использованию различных по пропорциям растворов от светло-коричневого до почти желтого, есть возможность получить различные полутона. Если цвет получается темно-синий – значит битумный лак совсем не разбавлен.

zlatgrav5

zlatgrav6

После этого изделие просушивается в печи до 370 градусов две минуты, а потом вытравливается в горячем растворе медного купороса с поваренной солью.

zlatgrav7

Рельеф готов! То, что было покрыто лаком, остается глянцевым, а «подтравиленные» участки – матовыми. Настоящие специалисты могут сделать даже настоящий барельеф, используя до 60 травлений к ряду.

zlatgrav8

zlatgrav9

Изготовление гравюры на стали – процесс трудоёмкий и сложный. Но кто бы мог подумать, что для этого потребуется зубной порошок?! Оказывается, он нужен для обезжиривания изделия. Этот этап очень важен, потому что иначе при электрохимическом нанесении гальваническим способом никеля или золота покрытие идеально не «ляжет» на металл.

zlatgrav10

По словам Рауфы Галямовой, даже если оставить небольшой отпечаток пальца на изделии, никель и золото «не сядет».

zlatgrav11

От того, какой металл для нанесения выберет мастер, зависит дальнейшая технология изготовления гравюры.

— При покрытии никелем: то, что должно быть синим, художник закрашивает битумным лаком при помощи кисти. Затем повторяется процесс сушки и происходит гальваническое покрытие никелем. На никель следующими слоями «садится» как золото, так и серебро.

zlatgrav12

При покрытии золотом: наносится поверх никеля. То, что должно остаться синим закрашивается, оставшиеся участки станут золотыми. Кстати, златоустовские мастера используют раствор золота только 199 пробы.

zlatgrav13

Единственная угроза гравюре – сырость, в результате которой возникает коррозия металла.

Немного истории

Как же зародилось само производство и почему оно базируется именно на Урале, в городе Златоусте?

В начале XIX века Урал являлся серьезным промышленным центром, масштабы которого даже не шли в сравнение с известными на то время металлургическими и оружейными европейскими производствами. К тому же уральцы использовали самые передовые научные разработки и достижения.

Все эти условия способствовали развитию технической и художественной культуры и созданию необходимых условий для ее постоянного обновления. В заводских школах и училищах Урала при общем высоком уровне образовательных программ, установленных еще Татищевым, изучали архитектуру и изобразительные искусства, а при заводах, ориентированных на художественную промышленность, были созданы «знаменательные» (художественные школы).

Именно тогда и зародилась златоустовская гравюра. В XIX веке в небольшом уральском городке построили еще один центр по выпуску оружия – Златоустовский железоделательный завод. На производство были приглашены немецкие высококлассные специалисты, и в 1811 году было налажено производство дефицитных бытовых изделий, в числе которых были лесопильные пилы, лопаты, зубила, каминные щипцы, долота, гвозди, топоры, рессоры, кофейные мельницы и пр.

Непрекращающиеся войны начала XIX века в России послужили для Златоуста предпосылкой развития нового производства. В 1811 году накануне войны с Наполеоном завод получил заказ на 130 орудий. В 1812 году заказ повторился: потребовалось еще 120 стволов. За пару лет армия получила еще 298 пушек, произведенных на Урале.

zlatgrav14

Волей случая два известных немецких высококлассных оружейных специалиста были одобрены Александром I и приглашены для налаживания златоустовского производства. И вплоть до 1818 на завод прибывали иностранцы. К этому времени уральские мастера как раз научились делать оружие не хуже немецких коллег.

Официально Златоустовская оружейная фабрика была открыта 5 декабря 1815 года. Со времен открытия, практически сразу же, начало выпускаться холодное оружие, а уже через полгода-год это оружие начали украшать. Однако, массовым производство украшенных клинков стало только в 1820 году.

Как уральцы переплюнули немцев

Изначально, традиция украшать холодное оружие зародилась еще в глубокой древности на Востоке. В Европе эта традиция существовала как минимум с XII века. Однако, уже к концу XVIII века данный вид художественно-прикладного искусства повсеместно пришел в упадок, чему, в частности, поспособствовал переход от ручного производства оружия к массовому фабричному. Одним из самых известных в мире оружейных центров был г. Золинген в Германии. Производство оружия там возникло уже в XIII веке. У золингенских мастеров была своя отличительная особенность: они наносили клеймо на каждое оружие, а также в обязательном порядке отмечали там свое имя и ставили надпись «Сделано в Золингене». Из украшений оружейники предпочитали только орнамент или символические узоры, — они наносились методом гравировки поверх позолоты на орудие. Именно золингенские мастера в свое время и прибыли в Златоуст, чтобы передать русским специалистам навыки по позолоте и вытравке клинков: это была семья Шафов, отец и три сына.

Для проверки их профессиональных качеств на завод были присланы несколько иностранных клинков и один украшенный тульским специалистом. Все эти предметы являлись настоящими произведениями искусства. Шафам предстояло сделать аналогичные предметы для поднесения их в качестве подарка императору. Изготовленное и украшенное оружие делали сразу в двух экземплярах, один из которых помещали в арсенал.

zlatgrav15

Помимо прочего, с первых же дней Шафам было поручено готовить учеников, но именно от этой обязанности они долгое время настойчиво уклонялись. И только 1 апреля 1818 года при смене руководства завода новый директор Фурман настоял на передаче всех навыков и знаний русским ученикам. В числе первых оказался известный по бажовскому сказу Иванко-Крылатко, которого на самом деле звали Иван Бушуев.

Можно смело заявить о высоком уровне художественной подготовки Златоустовских мастеров даже потому, что начавшаяся по немецким образцам, Златоустовская гравюра быстро переросла в многогранный развившийся во времени в различных художественных стилях особый вид декоративно-прикладного искусства. В то время как немецкие мастера больше уделяли внимание технологической и ремесленной стороне вопроса.

Иван и Ефим Бушуевы, Петр, Максим и Федор Тележниковы, Иван Бояршинов, Федор Стрижев, Архип Лепешков и другие мастера подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на какую больше не взлетала златоустовская гравюра на стали с середины XIX в. и до наших дней. Чем отличались их работы? Практически все они зачастую не просто выполняли гравюру на клинке, а украшали оружие «от и до»: выбирали самостоятельно форму клинка, выполняли на нем гравюру, занимались изготовлением рукояти и оправы. Зачастую мелкой пластикой, которой иногда украшалась рукоять, художники занимались также самостоятельно. В результате такой плодотворной работы, Шафы быстро сделались ненужными и в 1823 году были уволены.

zlatgrav16

От оружия к искусству

Вплоть до окончания Второй Мировой войны Златоустовские мастера производили холодное оружие, а изготовление офицерских кортиков, армейских ножей и наградного орудия продлилось чуть дольше. Однако в 1958 году все, что осталось от известной на весь мир фабрики, перепрофилировали, оставив лишь малую часть уникальнейшего оборудования, на котором выпускались очень маленькие партии морских кортиков. Основная же часть всего оборудования, как это ни прискорбно, была сдана на металлолом.

Оружие становилось все более невостребованным, зато рос спрос на предметы декоративно-прикладного характера. Так, златоустовские мастера стали изготавливать различные панно, ножи для бумаги, стаканы, всевозможные плакетки для папок, шкатулок и календарей. Но, к сожалению, не удалось фабрике, а точнее одному оставшемуся в живых цеху, избежать и трудностей 80-х годов, с которыми столкнулись в то время все промышленные предприятия.

Так, уже к 1990 году последний цех тоже фактически прекратил свою работу. Златоустовская гравюра начала свое возрождение только к концу 90-х: было восстановлено самое сложное и редкое оборудование и снова началось обучение оружейных специалистов и художников. Со временем вновь восстановили выпуск булатной стали, а сегодня там работает целый ряд уникальных предприятий, каждое из которых имеет свой стиль, технологические и художественные особенности.

zlatgrav17

Гравюра как бренд

Уже за первые десять лет существования фабрики без иностранных гостей содержание и оформление гравюр совершенно отошло от немецких стандартов, привнесенных семьей Шафа. Изменились шаблоны и схемы композиции, рисунки, используемые художниками, да и сама технология полностью видоизменилась, дав начало новому виду декоративно-прикладного искусства. Объектом гравюр стал гораздо более широкий спектр орудия, а позднее – и бытовых, и памятных предметов из стали.

Мастера все больше переходили от орнамента и символического узора к сюжетным, пейзажным сценам, развивали декоративные композиции и аллегорические изображение. Вскоре новые шрифты и орнаменты сложились в определенные видовые и типовые группы, характерные русскому гравюрному искусству того периода. У них даже появилось собственное терминологическое название – Златоустовская гравюра на стали.

Уникальному новому художественному стилю характерны крайне выразительные силуэты и орнаменты, выполненные в золоте и травленные на различную глубину в несколько подходов. Такая методика позволяет создавать практически объемные, рельефные рисунки, задействовать полутона.

В общей картине, искусство Златоуста разительно отличалось в то время и отличается сейчас от аналогов, изготовленных за рубежом или в других регионах России. Это и служит причиной столь широкой известности уральских мастеров по всему миру.

Златоустовская гравюра на протяжении 200 лет своего существования продемонстрировала миру множество настоящих шедевров, она прожила свои взлеты и свою славу. Тем не менее, этот вид искусства остается уникальным, настоящим уральским брендом.

zlatgrav18

Автор: Таша Неволина

http://ekabu.ru/ekaterinburg/99810-kak-sozdayutsya-zlatoustovskie-gravyury.html